Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Поистине бесконечно большое есть счастье. Нет счастья в малом. Лишь бесконечно большое есть счастье.
Упанишады

Стихи. Как это?

Изложите, пожалуйста, каковы для Вас критерии качества стихотворения. Или хотя бы дайте пару советов начинающим стихотворцам.
  Ветка: Aurthem, 28 10 2007 08:57 Метасообщество Люди / Беседка  
Страницы:  1  2  3  > »
Для цитирования фрагмента чужого высказывания, выделите его мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Aurthem28-10-2007 08:57 №1
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Каждый в своей жизни сталкивается с прозой, а со стихами дело сложнее.
Мои познания, например, ограничиваются ямбом, хореем, дактилем, анапестом, амфибрахием и пиррихием. Поэтому просто невозможно обсуждать даже очень интересные мне стихотворения (в самом деле, не писать же «нравится» – «не нравится» – как это поможет автору?). Также, чтобы писать хорошие стихи, необходимо сформировать некое представление о «хорошем».
Надеюсь, обсуждение будет полезно не только мне.

Итак, первым критерием служит, я полагаю, пресловутое нравится – не нравится, «цепляет» – не «цепляет».
Большая часть опытных поэтов говорит о заезженности рифм. «Кровь-любовь» или, ещё лучше, «счастье-несчастье» их действительно раздражает. Наверное, это тоже какой-то критерий.
не слышу
nn28-10-2007 09:38 №2
nn
Автор
Группа: Passive
Щастье-несчастье - это из категории ботинок-полуботинок.) еще первым делом получают щелчок по носу за глагольные рифмы и рифмование одинаковых частей речи в одной форме - напр. реки - чебуреки.) Это всё довольно легко рифмуется, поэтому считается дурным тоном.
Но, на самом деле, встречаются стихи, где и то и другое будет уместным.
Или вот любовная лирика. Написать хороший стих о любви, да еще и назвав это вслух, чтобы вышло не избито, чтобы стиху можно было верить - это что-то из высшего пилотажа.

В общем, Тём, может быть, кто-то выдаст тут настоящую теорию, я в этом не разбираюсь совсем.
У меня только один критерий - внутренний: в стихотворении должна быть мысль, если написал,но сам себе не веришь - в топку стих. Даже если форма важна настолько, что можно поступиться содержанием - то всё равно лучше не оставлять слов, которые возникли случайно, подставлены "для размера". Бывает, правда, еще ситуация, когда случайно сказанное слово становится самым точным. Поэтому, надо судить по результату и быть первым критиком самому себе.
L'amour dure trois ans
Астролябия28-10-2007 13:35 №3
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Да, тут все так сложно... вроде бы "кровь-любовь" - это плохо; но бывает так, что хорошо. Глагольные рифмы плохи не потому что они плохи - а потому, что слишком часто употребляются и их начинаешь замечать - тогда как надо замечать суть стиха.

Для меня стих - единство формы и содержания. Точное равновесие. Смысл зачастую передается не словами, а самой конструкцией стиха, где от перемены мест слагаемых сумма меняется. Стих - модель мира, в общем-то. И стих - сам по себе мир.

Не знаю, что еще добавить. И не знаю, стоило ли вообще что-нибудь писать - слишком это сложно для письменной дискуссии. Лучше бы подошли кухня, чай и длинная ночь :+)
Калоша на рыбьем меху28-10-2007 13:36 №4
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
очень интересная тема- как раз вчера в чате спрашивала- как же писать хорошие стихи- чтобы и слог и стиль и смысл цепляли....как вложить в строчки душу? вот на этот вопрос я так и не нашла ответа....
вот например-можно ли это уже считать стихом или это еще просто набор слов, косящих под стихотворение ???где проходит граница???

калошам не положены шнурки-
они по лужам гордо реют флагом-
а если и бывают вдруг резки-
то потому, что жизни нет с дуршлагом!

Сообщение правил Калоша на рыбьем меху, 28-10-2007 13:54
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Aurthem28-10-2007 16:42 №5
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Попробуем воспользоваться приобретёнными знаниями для разбора предложенного фрагмента.
1. Чего хочет выразить автор в данном стихе? Видимо, сказать нам о ценности калош, причём, как водится, при помощи метафор.
калошам не положены шнурки-
здесь идёт речь о достоинствах калош, далее,
они по лужам гордо реют флагом-
немного режет слух шаблонное "реять флагом", которое, к тому же, не совсем точно может передать состояние калош в луже. Но, допустим, это обращение к абстрактному восприятию читателя, призванное пробудить в нём длинный ассоциативный ряд. Продолжим:
а если и бывают вдруг резки-
резость калош действительно не укладывается в голове и вызывает подозрение в создании рифмы. Притянем это за уши объяснением, что калоши показывают свой характер, гипотетически возражая владельцу. Физически это проявляется, допустим, неким дискомфортом при носке. И наконец:
то потому, что жизни нет с дуршлагом!
ещё большие неудобства причиняет ходьба в промокшей обуви, о чём и не преминул заявить автор, справедливо полагая это окончательным аргументом в пользу калош.
Можно сказать, что тема автором выбрана не очень удачно, потому что мало кто испытывает возвышенные чувства по поводу калош, и при взгляде на выверенные логически аргументы возникает сомнение в искренности его чувств (ведь стихи выражают в основном чувства). В общем, при помощи данного стиха сложно добиться от читателей просветления духа и каких-либо эмоций вообще, ибо в нём изложены известные всем и не вызывающие протеста факты.
2. Поговорим теперь о форме. Рифма "флагом-дуршлагом" как раз является лёгкой рифмой (существительные в одной форме). Ещё заставляет спотыкаться "а если и" (здесь "и" представляется не совсем на своём месте, хотя и спасает размер) и громоздкость "то потому, что", которая делает выпирающей последнюю строку, переполняя её стопами. Обилие пиррихиев делает быстрым и лёгким энергичный ямб (благодаря перескакиваниям от начала к концу строки).
Также можно сказать об отсутствии звукописи в стихе - без фонетического звучания он практически ничем не отличается от ритмически организованной прозы.

Итого: чувствуется несерьёзность стиха и такое же к нему отношение автора, а потому полноценным произведением его не очень хочется называть. Вот.
не слышу
Aurthem28-10-2007 16:45 №6
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Ещё: спасибо всем высказавшимся.
Ждём следующих литераторов.
не слышу
Астролябия28-10-2007 16:54 №7
Астролябия
Автор
Группа: Passive
уууу... Lignum Vitae, Вы реально думаете, что расчленение - это лучший способ познания и понимания? Надеюсь, что это просто была адекватная реакция на калошин пример :+)
Aurthem28-10-2007 17:05 №8
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Ага. Разбор предполагает под собой расчленение и бесспорно является самым объёмным способом анализа. Конечно, я не считаю это лучшим способом, есть ещё целостное осознание, но оно зачастую трудновыразимо.
Кстати, а какой ещё бывает способ познания и понимания?
не слышу
Калоша на рыбьем меху28-10-2007 18:13 №9
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
валяюсь под столом от смеха- сначала подумала- это юморной разбор- потом вчиталась-как серьезно подошли к калоше- а вдруг это стихотворение не нужно понимать так буквально- вдруг это было иносказание?))
что касается рифм- тут согласна- дурацкие)

Сообщение правил Калоша на рыбьем меху, 28-10-2007 18:14
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Калоша на рыбьем меху28-10-2007 18:17 №10
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
и вообще интересно восприятие стихов с психологической точки зрения- как сделать так чтобы они притягивали человека- что в них необходимо заложить??) скажете- легко- чувства и переживания- вопрос- как? какие?? чтобы это не было банально и избито
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Aurthem28-10-2007 18:42 №11
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Ну как сказать... У меня такой юмор специфический. Даже если говорю серьёзно, это можно понять по-другому. В зависимости от настроения.

А про психологичность стихов - не знаю. Правда. Можно, конечно, сумничать и изречь сакраментальное "каждый к этому подходит по-своему", но у меня опыта такого подхода нет, так что примера не приведу. Ждём умного опытного персонажа.
не слышу
Астролябия28-10-2007 18:53 №12
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Aurthem, много их, этих способов. Например, поставить себя на место автора - то есть стать на время автором не твоего стиха. Примерить на себя. Посмотреть: где ты соврал, где схалтурил, где недодумал... Где ты неподражаем, где велик... :+)

Не думаю, что стоит углубляться дальше, а то мы уйдем от обсуждаемой тему куда-то в сторону.

Калоша на рыбьем меху, а вот попробуй взять первого попавшегося персонажа. Даже стандартного. Ну, например - кошка. И написать стих от ее имени. Почувствовать ее жизнь. Скажем, кошка голодна, ее выгнали из дома. Она думает, где найти еду. Мышь, что ли, слыхивала она про мышей... какие они? И как их есть - прямо сырых? Со шкуркой? Фи.

Вот уже имеем образ, и фантазийно-веселый (думающая кошка) и печальный (голодная), и понятный (всех когда-то выгоняли, или хотя бы намекали, что, мол, сколько можно чай пить... поздно уже, спать пора :+)

Я кошка. Я бреду... (калоша, продолжай :+)

Почему взяла персонажа - а про него легче чем про себя. И ему можно приписать собственные чувства-мысли.
Калоша на рыбьем меху28-10-2007 19:31 №13
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
Я кошка. Я бреду...
Желудок мой пустой,
я словно вся в бреду-
трава такой отстой...

хозяйка стерва злая-
пинком под зад гоня-
при этом громко лая!
вот вредная квашня!

разбила только вазу-
да шторы подрала-
она меня же сразу
из дома прогнала!

теперь гуляю вольной-
но что скажите есть?
читала в книжке школьной
для кошек мыши жесть!

Но где скажите мышек
на блюдцах выдают?
Пока набила шишек-
Голодный мой дебют

Сообщение правил Калоша на рыбьем меху, 28-10-2007 19:51
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Калоша на рыбьем меху28-10-2007 20:20 №14
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
думаю этот шедевр откроет цикл
"Я креведко")))
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
письмо генералу Z_elenne28-10-2007 22:31 №15
письмо генералу Z_elenne
Автор
Группа: Passive
критериев качества стиха невероятное множество,
а вот список запрещенных рифм я бы издала на уровне федерального закона, с уголовным преследованием за нарушение)
Целую. Твой верный Жак.
Астролябия29-10-2007 00:12 №16
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Калоша, ликвидируем кривости.
Я кошка. Я бреду...
Желудок мой пустой,
я словно вся в бреду-
трава такой отстой...
Желудок мой пустой выглядит обращением: желудок мой пустой, не бурчи... Для точного впечатления надо "желудок мой пуст".

бреду-отстой убираем. Ищем что-нибудь другое, менее явное (ничего не имею против таких рифм, но стих "чтобы притягивал человека... чтобы это не было банально и избито" сам сопротивляется такому выбору).

хозяйка стерва злая-
пинком под зад гоня-
при этом громко лая!
вот вредная квашня!

Стерву опять-таки убираем. И квашню. Мы же пишем притягивающий взоры стих, а не отталкивающий, мы стараемся, чтоб проявилась тоска кошки по еде и теплу, а не ее тупая злость. Не к барабанности стремимся, а к душевности. Рифмы снова в мусор. Убираем два дееприяастных оборота (оба - кривы. Хозяйка злая гоня и лая).

разбила только вазу-
да шторы подрала-
она меня же сразу
из дома прогнала!
Тут нарекания к "же". Она меня же и прогнала! Не тот акцент. После вазы убираем тире.

теперь гуляю вольной-
но что скажите есть?
читала в книжке школьной
для кошек мыши жесть!
Хорошо, пусть кошка и читать умеет. "Скажите" в запятые, а лучше убрать: почему кошка обращается к читателям? Мы же не детский стих пишем. Лучше и "школьную" книжку убрать. И жесть. Как-то потоньше... кошка - элегантное животное. Должна проявиться ее кошачесть, мягкость. Она же такая гибкая, мягкая, такая одинокая... ах...

Но где скажите мышек
на блюдцах выдают?
Пока набила шишек-
Голодный мой дебют
"Скажите" снова в топку. Требовательная какая кошка, плоская, схематичная. Какие шишки? Кто не давал есть дебюту?

Вопщем, конечно, все и так мило, симпатишно. Но еще раз. Мы пишем стих, который затронет людей. Они должны узнать в кошке - себя. Эта же кошка вышла мультяшной.

Давай попробуй использовать побольше кошачьих рррр и шшшш. Кошшшшка... бррреду... И другой ритм. Я кошка... я бреду... Я выброшена в голод... Напишем трагедию :+)

сорри, возможно, за меня отчасти говорит глинтвейн... заносит... рразойдись, пешеходы!
Калоша на рыбьем меху29-10-2007 00:21 №17
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
драма (11 kb)
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Астролябия29-10-2007 00:25 №18
Астролябия
Автор
Группа: Passive
(грозно): Дык мы пишем сурьезный стих, который найдет отклик в сердцах людей, или нет? Ась?
Калоша на рыбьем меху29-10-2007 00:26 №19
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
пишем- осталось только, как говаривал один товарищ- Начать и углубить)
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Калоша на рыбьем меху29-10-2007 00:37 №20
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
Мое прощальное танго)

Я кошка....я бреду...
Куда-то в ночь и слякоть...
Сгоревший кошкин дом-
Корзинки больше нет...

писатель (42 kb)
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Flame29-10-2007 07:11 №21
Flame
Автор
Группа: User
Для того, чтобы стих получился, он должен быть качественным и свежим.

Качественность стиха означает нетривиальность замысла и безупречность исполнения.

Нетривиальность замысла прежде всего свидетельствует о нетривиальности автора, то есть это означает, что автору есть что сказать, и он умеет это сделать. Все формулировки про вложенную в стих душу и всё такое - это всё другими словами описанная нетривиальность замысла.

Безупречность исполнения означает виртуозное владение автором техниками стихосложения, знание канонов и умение их как соблюдать, так и нарушать в зависимости от замысла, а не потому что "так написалось".

Свежесть стиха - это следствие большого словарного запаса автора, его начитанности и кругозора. При прочтении стиха не должно возникать мысли о том, что да, неплохо, только всё это уже много раз и почти точно так же написано. Свежесть может быть в теме стиха, или же (если стих про любовь или про осень) в выразительных средствах, неожиданных образах, метафорах, свежих рифмах.

Это - инвариант. В деталях у каждого хорошего автора свой подход, свой стиль. Невозможно научиться писать стихи по учебнику, но есть книжки, которые хорошо бы прочесть, например Вячеслав Лейкин "Играем в поэзию" (http://www.lib.ru/KIDS/LEJKIN/lejkin.txt), сам прочёл с огромным удовольствием :)
Просто29-10-2007 10:24 №22
Просто
Автор
Группа: Passive
«Безупречность исполнения означает виртуозное владение автором техниками стихосложения, знание канонов и умение их как соблюдать, так и нарушать в зависимости от замысла, а не потому что "так написалось". (С)
А если ТАК НАПИСАЛОСЬ, техника от интуиции, нарушения канонов автором продуманы и прочувствованы и читатель (по настроению) сочувствует и сопереживает, и! У каждого свой читатель!!! (Слушатель, смотрЕтель-глядетель сериала, потребитель по большому счёту).
И что?
Я не про то, не про те стихи что не держат ритм и сразу вызывают отторжение, но кто придумал что глагольные рифмы это плохо? Кто придумывает правила вообще? Потом находится чудак, который эти правила нарушает, и выходит в лидеры, на минутку…
Можно упереться и сотворить небывалое раньше, а можно в катрене выложить душу и настроение, которое будет созвучно многим.
С оговоркой. В нашем времени. В нашей действительности. (Опять таки у каждого своё, и «Владимирский централ» - фореве, и «вальс-бостон», и)…
Державин – классик. Вы его любите и читаете по вечерам? Поют и слушают Окуджаву. Высоцкого. Митяева.
(лирики и циники).
Вчера.
А Вы хотите в завтра?
Тогда не заумствуйте.

ЗЫ.
калошам не положены шнурки-
они по лужам гордо реют флагом-
а если и бывают вдруг резки-
то потому, что жизни нет с дуршлагом!

Вместо тире – запятые, а так ИМХО полный ржач:
Какая фигня – шнурки, гордо, флагом, (купила мама Лёше) и какие они были, и…
«Резки» – плохое настроение, нефиг было выходить замуж за дуршлаг…

ЗЫ2:
Я кошка.
Я бреду.
Прохожим на беду.
От папы масть, непостоянство мамы.
Плюётесь. Боже мой, какие драмы!
А мне сейчас важней найти еду.
Я чёрная.
Я зимняя.
Душа
Непонята.
За шкурой ни гроша.
Мышь, мышечка, мышулечка, мыша!
Ну жрать охота,
Вам бы - эпиграммы…

Сообщение правил Просто, 30-10-2007 09:29
Flame29-10-2007 11:01 №23
Flame
Автор
Группа: User
А если ТАК НАПИСАЛОСЬ, техника от интуиции, нарушения канонов автором продуманы и прочувствованы и читатель (по настроению) сочувствует и сопереживает, и! У каждого свой читатель!!!


Речь не о том, что каноны ни в коем случае нельзя нарушать. Я не сторонник догматических норм. Но Человечество пишет стихи не первую тысячу лет, и о каких-то культурных контекстах вовсе не вредно знать, так как читатель будет воспринимать стих не сам по себе, а как элемент мозаики этих самых контекстов, как-то уже уложившихся внутри читателя и выстроивших его индивидуальное восприятие.

То, что хотел бы я высказать, высказыванию не подлежит,
ибо вот то, что я высказать хотел бы, оно таково,
что, когда его всё же высказать пытаешься, оно бежит,
а когда не пытаешься, ввек не избавишься от него.

Кое-кому в этом видятся контуры некоего совершенства.

Мне же мерещится нечто нелепое: новый наряд короля;
к чучелу чудища не подошедшие зубы, хребет, плавник;
тёмный аккорд вне тональности, вязкое "до - фа диез - ля";
в муках разбитую мастером вазу склеивающий ученик...

Кое-кто без особых причин именует это соблазном.

Бью себя по рукам, твержу: оставь, не сходи, брат, с ума;
ты, даже в родном диалекте не ориентируясь наверняка,
будучи лишь приложением к вывеске "Генрих" или там "Франсуа",
ловишь на слове то, для чего не выдумано языка...

Кое-кто, неизвестно зачем, прибегает с этим к латыни.

      Nomen? Sermo? Aestus? Aevum? Aurum? Oriens?
      Malum? Scelus? Lutum? Luctus? Maeror? Odium?..

Видимо, я не прав, говоря, что погоды стоят ещё те.
Видимо, они уже эти, двадцатого раза по сто
нашей, не чьей-нибудь эры, в не чьей-нибудь нищете...
Стоп! Это всё уже было, было... значит, не то, не то...

Кое-кому это кажется чем-то несовместимым с карьерой.

Мне же - вот только что - чудилось: вижу, нашёл, сошлось!
Явственно обнаружились какие-то маяки, резеда, мистраль...
Правда, через секунду это покрылось коростой и взорвалось,
в воздухе вычертив снежную сверхскоростную горизонталь...

Кое-кто почитает за благо не трогать этого вовсе.

      Carmen. Metus. Merum. Mustum. Reditus. Requies.
      Lumen. Flamen. Caelum. Deus. Venia. Otium...

Сбросить оцепенение, буквы пересчитать, повторить "не то",
встать, потоптаться несколько - и снова назад, в дурман...
Есть, наконец, эксперты авторитетнее, нежели кое-кто...
Шар замедляет движение... Прах осыпается со стремян...

Кое-кто вообще ничего под этим не разумеет.

(Михаил Щербаков)

Сообщение правил Flame, 29-10-2007 11:02
Просто29-10-2007 11:42 №24
Просто
Автор
Группа: Passive
Человечество пишет стихи не первую тысячу лет, и о каких-то культурных контекстах вавсе не вредно знать,
*грустно улыбаюсь*
«читатель будет воспринимать стих не сам по себе, а как элемент мозаики этих самых контекстов»,
*грусно улыбаюсь в очередной раз*
Критик –да, Который прочёл-пережевал и дай бог пережил и перечувствовал а не получил диплом за критику, кто есть критик, отдельный вопрос, читатель - ??? И повесьте меня за эти знаки препинания, но как иначе выразить…
Я по простому хотел сказать что стихи критика и чувство – минус критика будут жить. Правила – правильным. Джимму –Брим. Кто нечитабельный – посмОтрим.

А что про посткриптум?
Flame29-10-2007 13:03 №25
Flame
Автор
Группа: User
«читатель будет воспринимать стих не сам по себе, а как элемент мозаики этих самых контекстов»,
*грусно улыбаюсь в очередной раз*

Даже у того, кто из стихов раньше читал только "Наша Таня громко плачет...", такие контексты есть. У каждого свои. Даже у Маугли, выросшего совсем в изоляции от поэзии, условно "бесконтекстным" будет только самый первый прочитанный стих. Уже второй будет восприниматься в контексте первого.

А что про посткриптум?


А постскриптум хороший ))

Страницы:  1  2  3  > »

Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 29 •