Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Множество низких богато, и в бедности много достойных.
Феогнид

По ту сторону графомании...
Событие:
Apriori, 19 06 2008 09:11
Полузакрытое Сообщество Резервуар
Практическая графомания
Статья показалась мне весьма и весьма интересной - отчего и привожу ее здесь. Давайте делится!..

Автор: Марина Розанова
Информация о публикации: http://grafoman.stsland.ru
Частное мнение

Пока я пристально вчитывалась в сборник философских стихов известного актера Валентина Гафта, весь сплошь состоящий из строк наподобие: "Вопят в молчании глаза, а змей-горыныч сердце гложет, никто, никто помочь не сможет, пока не кончится гроза!", мой мозг лихорадочно искал объяснений. Они пока сводились к двум: или Гафт втайне смеется над всеми графоманами, создавая как бы зеркальное отражение их поэзии, или это темный заговор неких злобных сил с целью подорвать доверие к нашим абсолютным талантам. Первое предположение, увы, опровергает то благостное выражение, которое появляется на лице Гафта, когда ему предоставляется возможность с телеэкрана прочесть собственные стихи. Второе предположение было бы более лестно для его личности, но тогда за этими "неизвестными темными силами" должна была бы стоять такая мистическая величина, которая возможна разве что в произведениях Толкиена. Интересно, те ли же силы заставляют против воли выставлять, скажем, Владимира Войновича свои живописные полотна на всеобщее обозрение? Или Игоря Угольникова, который дежурно проведя свой "Добрый вечер..." , с нездоровым воодушевлением начинает петь очередную песню в то время, как его менее удачливые коллеги имеют такую возможность только раз в году на конкурсе актерской песни. Возникает подозрение, что вся передача замысливалась Игорем Угольниковым исключительно с тем, чтобы получить возможность почувствовать себя серьезным вокальным исполнителем.

По одной из версий Эйнштейну один раз посчастливилось сыграть на скрипке вместе с королевой Нидерландов. После их выступления великий ученый с грустью обратился к королеве примерно с такими словами: "Вы лишили меня главной гордости - я думал, что хуже меня никто не играет на скрипке, а оказывается вы - еще хуже." Поле под названием "бывает еще хуже" - бескрайне. Хотя, конечно, для графомана это утешительно.

Психологически понятно стремление талантливой личности, уставшей от ответственности, которую предполагает профессионализм, выйти, по закону Паркинсона, на уровень собственной некомпетентности. Безответственность графоману дает неповторимое ощущение свободы. Но все графоманы, осознавая где-то в закоулках подсознания собственную несостоятельность, стремятся к тому, чтобы окружающие убедили их самих в обратном. Церетелли использует для этого связи в правительстве, те, о ком шла речь - эксплуатируют заслуженно добытую любовь к себе. Кто-то умиляется на стихи любимого актера Гафта, как умилялся бы, если бы эти стихи были написаны его племянником-подростком. Однако, бывает иначе: внутренний мир человека бунтует, если любимая личность опускается ниже своего уровня. Примерно, как у героини кинофильма "Макаров", которая ушла от любимого мужа, написав записку "Я могу стерпеть любую измену, но жить с человеком, написавшим поэму "Макаров" я не могу".

ВОЙНОВИЧ, КАК ЖИВОПИСЕЦ, КРУПНЫМ ПЛАНОМ

И все-таки, заподозрив нечто , что как Россию "умом не понять", я рискнула расспросить самого Войновича. Вспомнив о том, как булгаковский Мастер задал поэту Ивану Бездомному классический вопрос "Скажите сами, хороши ли ваши стихи?", первым вопросом, который я задала Владимиру Николаевичу, был: "Скажите, Вам нравятся Ваши картины?" В ответ я услышала, что сам он сомневался, но известные искусствоведы убедили его в том, что как художник он имеет свои перспективы.

Мне стало интересно, понимает ли автор "Москвы - 2042", что с такой же энергией эти искусствоведы похвалили бы картины внука любого из членов правительства. Довод, что картины Войновича - настоящие произведения искусства на том основании, что они хорошо раскупаются, означал бы также признать произведением искусства, к примеру, стоптанные балетные тапочки Анны Павловой, за которые тоже многие готовы выложить немалые деньги. Фактически Войнович себя, как художника, дает в нагрузку к себе, как писателю. Так раньше давали в нагрузку к перчаткам лампу "Совушка". Тогда я провокационно предложила Владимиру Николаевичу познакомиться с художником, который в свободное время пишет романы. Войнович, когда понял, что это не реальная угроза, а метафора, с облегчением ответил: "Поймите- это совсем разные вещи." И дальше, противореча словам великого Леонардо о том, что рисунок - это мысль, Владимир Николаевич пояснил, что "когда рисуешь, думать не надо, а надо только чувствовать. В то время, как писатель, поскольку работает со словом, обязан быть умным." "Моя живопись интересна людям, я в этом убедился на своих выставках" - не без гордости заключил Войнович. Ответить на подобный довод решилась известная своим социальным бесстрашием драматург Мария Арбатова: "То, что картины Войновича продаются, это признак клиники нашего общества, в этом присутствует все, что угодно, кроме эстетических критериев. Если бы я надумала выступить стриптизершей, народу собралось бы еще больше, чем на выставку картин Войновича. Но это не аргумент в пользу того, что я обладаю несомненным талантом стритизерши. Все бы сбежались, потому что интересно посмотреть, как Маша Арбатова сошла с ума."

От разговоров о живописи Войновича искусствоведы старались уклониться. Для них критика в адрес культовой фигуры требует такого же гражданского мужества, как от представителей нашей культурной элиты не придти по зову правительства Москвы на выставку Церетелли. Зато независимый эксперт - искусствовед и известный коллекционер живописи Татьяна Колодзей, ныне Президент художественного фонда в США, согласилась с тем, что признание художником Войновича носит тот же характер, что признание художником Джуны Давиташвили или космонавта Леонова. Я робко заметила Владимиру Николаевичу, что несмотря ни на какие отзывы, ему как художнику не достичь уровня писателя Войновича. "Как у художника, у меня все впереди", - повторял Владимир Николаевич с упорством трехлетнего малыша, пытающегося самостоятельно зашнуровать ботинок. Тогда я спросила Войновича о графоманах в эпистолярном жанре. Он сказал, что графоман - это тот, кто не обладает критическим отношением к самому себе. По его мнению, кто ему не нравится, тот и графоман, хотя, заметил Войнович, "если я признаюсь, что считаю графоманом Джойса, меня на куски разорвут". Это привело меня к мысли определить, что вкладывают в понятие "графоман" известные литераторы и как они определяют критерии, по которым можно отличить писателя от графомана. Оказалось,что представления существенно разнятся.

ГРАФОМАНИЯ: СИМПТОМЫ И ТЕЧЕНИЕ

Среднее арифметическое опроса привело к тому, что все писатели - графоманы, но не все графоманы писатели. По той же логике, утверждение, что "плохому танцору яйца мешают" вовсе не означает, что хорошему танцору они же помогают. Я задала два, на мой взгляд, основных вопроса: "Чем отличается писатель от графомана?" и "Должно ли среди прав человека быть право каждого считать кого угодно графоманом невзирая на титулы?"

Мария Арбатова: "Писатель отличается от графомана в той же мере, в какой алкоголик отличается от пьяницы. Один хочет не пить и не пьет, другой хочет не пить и все равно пьет. Как писателя, графоманы меня раздражают своим умением достигать те цели, на которое способен только неталантливый человек. Они же очень доставучие. А как психологу, мне понятно: пусть уж лучше графоманит, чем, к примеру, унижает своих близких. Признаки графомана - неспособность на прогресс, необучаемость, неумение работать над собой. Главный критик - время. Суровое, но справедливое. Из-за нашего советского прошлого у нас нет нормальных литературных критиков. Нам для выявления критериев нужно хотя бы сто лет спокойной жизни."

Григорий Горин: "Графомания, как любая мания, как наркомания - это болезнь. Ломка у графомана, когда его творчество не принимают, и единственный выход - это принять новую дозу творчества, то есть начать писать снова. Все пишущие азартно графоманят. Но есть те писатели, которые осознают: если есть возможность - не пиши и подключают свои сдерживающие центры. Я себя отношу к последним. Это как, если есть возможность - не кури. А негативное отношение к графоманам у нас от глупости. Мы любим все узаконенное, хотя бы критиками. У меня нет презрительного отношения к графоманам."

Константин Кедров: " Графоман - существо неаппетитное, хотя кого кем считать - это дело каждого. Другое вопрос, что общество преследует за неординарное суждение. Например, Пушкин - графоман. Суждения такого рода доставили мне массу неприятностей. Слово неординарность я бы даже заменил другим понятием субъективность. Человек не обязан быть во всем правым. Тем не менее, если бы я был диктатором, на площади бы запылали бы костры из книг графоманов. Впрочем, право на графоманство - это единственное из прав человека, которое в нашей стране соблюдается всегда."

Генрих Сапгир: "Графомания - понятие расплывчатое. Я помню песенку: "Толстой был тоже графоманом, у графа мания была". Считается, что тот, кто плохо пишет - графоман. А это может быть бездарный профессионал. Графоман - это тот, кто стремится писать не имея к тому ни малейших способностей. Подражание - не есть творчество, но и не графомания. Тем не менее, я за демократию: я бы наоборот, издал указ о праве каждого считать любого графомана гением."

Трудно словами объяснить, чем тепличный помидор отличается от солнечного, пока не укусишь. Говорят, правда, что искусственный помидор травит своего создателя. В сущности критериев графомании нет и быть не может, как не может быть единицы измерения таланта. Признание большинством и востребованность не могут служить такими единицами, иначе "Мурка" была бы куда более значительным произведением искусства, чем музыка Шнитке. Значит важен успех у элитной аудитории. Но это чаще всего случается после смерти. Ясно только, что настоящий творец не задается вопросом, признан он или нет. Сложно дать описание разницы подлинного и поддельного, но так же сложно одно с другим перепутать. Так нормальный мужчина отличает темпераментную партнершу от фригидной, сколько бы последняя ни симулировала африканскую страсть. Если с критериями графомании - непросто, то признаков графомании сколько угодно. Классический признак графомана то, что он очень серьезно относится к тому, что делает. Юмор в адрес своего творчества для него абсурден, как появление в шортах на симфоническом концерте. В любое время суток при нем находятся его творения, которые всем появляющимся в поле зрения он предлагает оценить навязчиво и одновременно с робостью, напоминая эксгибициониста в березовой роще. Самоирония всегда сопутствует творцу и ее начисто лишен графоман. Творчество, утверждающее собственную серьезность, обычно вызывает смех.

СТРАНА НЕПУГАННЫХ ГРАФОМАНОВ

Исторически очень понятно, почему большинство стремилось приобщиться к творчеству- человек, загнанный в рамки тоталитаризма, пытается расширить границы своего внутреннего мира. По логике Кости Потехина из кинофильма "Веселые ребята", "сегодня пастух, а завтра - музыкант". Подражать поэзии Пушкина было легче всего. Я не даю в данном случае оценочных категорий - хороша или плоха эта поэзия. Она может нравится или не нравится, но ее основная характеристика - это доступность для большинства. Есть поэзия, скажем, Г.Державина, которая более глубока и философична даже по оценке самого Пушкина. Именно поэтому она и сегодня слишком сложна для многих, чтобы сделать Державина национальным поэтом. В этом смысле и Лермонтов уязвим. "Народным" поэтом, как справедливо замечено мог стать и стал только Пушкин. Он породил невероятное количество посредственных поэтов, а посредственность - база тоталитаризма.

Вторая причина кроется в том, что, кроме СССР, нигде в мире графоманство не было государственной политикой. Графоманство может дать социальный статус, к примеру, могущественный членский билет Союза писателей. Отсюда такое количество желающих приобщиться. "Вы - писатель? - Ваше удостоверение." К тому же власти на руку, что в отличие от ворона, графоман графоману не то что глаз, а все, что сможет, то и выклюет.

Однажды группа американских поэтов собралась в Москве. Их со всех штатов их набралось человек 20. Они увиделись в первый раз и смотрели друг на друга глазами, почти слезящимися от умиления, что у них в их стране оказывается такое количество "белых ворон". Во всем мире стыдно что-либо делать плохо, в том числе писать плохие картины или плохие стихи. У нас, поскольку, "поэт - больше, чем поэт" писать плохие стихи менее позорно, чем не писать вовсе. Тем не менее, здоровое начало все-таки осталось в том, что слово "графоман" в России, сколько ни рассуждай, все-таки оскорбительно.

ГРАФОМАНЬТЕ В СПЕЦИАЛЬНО ОТВЕДЕННЫХ МЕСТАХ

Графомания тем шире распространяется, чем больше время размывает существующие правила того или иного вида творчества. Никому не приходит в голову карабкаться на сцену Большого театра с возгласами: "Я бы станцевал партию Жизели не хуже". Однако объявленная всеобщая грамотность, а также авангардизм таких художников, как Малевич, сделали свое "черное" дело. Всякий, освоивший пятистопный ямб - пишет стихи, а посмотревший на знаменитый "Квадрат" берется за кисть со словами "Я тоже так могу", стремясь пополнить легионы тех, кто, как фрекен Бок, хочет попасть в телевизор. И в этом нет ничего зазорного, когда самодеятельное творчество - объявляет себя таковым, предупреждая каждого наподобие знаку на автомобилях: "Осторожно, ученик." Для эпистолярного жанра теперь существует Интернет: пиши себе, а кто захочет, прочитает. Даже на телеэкране отведены специальные места. Есть передача "Знак качества", созданная специально для графоманов всех областей. Есть КВН, где изначально предполагается самодеятельный юмор, есть народные хоры и народные театральные студии, есть Клуб Самодеятельной Песни. Не хочешь - не слушай. Однако, когда графоманы симулируют под профессионалов, - это мошенничество с не меньшим коварством, чем у знаменитых уличных лохотронщиков. Это графоманы рангом выше - симулянты.

Пример - стремительный успех модного художника Никаса Сафронова. Обеспечил Никас его себе оригинальным методом. Он пишет портреты знаменитых людей и дарит их оригиналу. Впоследствии почитатели "звезд" начинают заказывать портреты своих кумиров. Сам Никас обязательно фотографируется со знаменитостью в момент дарения. Этот "иконостас" из фотографий, занимающий видное место в квартире Никаса - главный рекламный щит в его бизнесе. В сущности это та же знаменитая "пирамида Мавроди", только спекуляция идет именами: каждая последующая "звезда" покупается на имена предшественников и сама в свою очередь становится "наживкой" для следующих.

Существует масса возможностей для симуляции гениальности. В частности, хорошо продуманный имидж гения. Можно, скажем, как Олег Кулик, чтобы числиться в художниках, не столько картины писать, сколько лаять, встав голым на четвереньки, изображая собаку. Справедливости ради надо признать, что это тоже - нелегкий хлеб. Вообще, стремясь стать "модным" графоман не осознает, что именно в этом сильно проигрывает. Он не понимает, что мода - символ сиюминутности, а талант обычно требует осмысления временем. Против любой симуляции творчества возможен только один метод, который в свое время предложил Хармс, когда его ответом на заявление "Я - художник", было неизменное "А по-моему, ты - говно."

ГРАФОМАНЫ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ

У Аверченко есть рассказ, как редактор, устав от графомана невзначай заметил, что у его собеседника неисправны часы и предложил починить. "А вы умеете?" - спросил автор рассказов. "Конечно", - ответил редактор и уверенно развинтил часы. Вытащив кое- какие детали и, беспомощно разведя руками, вернул их владельцу. "Так какого же вы дьявола, ни черта не смысля, беретесь не за свое дело?" - возмутился автор. "А какого вы дьявола взялись за литературу, ни черта в ней не смысля?" - ответил редактор. Тем не менее автор сообщил, что принесет новый рассказ. "Ладно- согласился редактор, -Если еще будут часики, притащите и их. Может быть, мы оба в конце концов научимся.”

Что касается тех, о ком шла речь вначале, о признанных талантах, использующих свою популярность в корыстно-графоманских целях, то как советовал известный булгаковский персонаж, можно "подобное лечить подобным". Во-первых, следует сделать общедоступными для всех, кто подвержен внезапному пробуждению неожиданного таланта, такие виды деятельности, как покорение отвесных ледяных скал или подводное плавание. Во-вторых, тех, кто жаждет поделиться с человечеством своим вновь открытым даром, стоит обязать в той же мере пользоваться услугами тех, кто обнаружил в себе другой талант. К примеру, после того, как Ростропович купил у Войновича его картину, в знак благодарности писатель мог бы предоставить себя великому музыканту, чтобы тот поэкспериментировал, как пластический хирург. Актер, прочитавший в эфире свои стихи, непосредственно после эфира отправляется к пианисту, который почувствовал тягу к парикмахерскому искусству. Писателя, выставившего свои картины, накануне презентации отправлять лечить зубы к художнику-карикатуристу. Ко всем ним в качестве мастеров по ремонту электронной аппаратуры направлять любознательных в этой области фотомоделей, а сантехнику поручать чинить университетским профессорам.И уж само собой разумеется, что в качестве литературных критиков, искусствоведов и театроведов, для оценки профессиональной деятельности вышеупомянутых Войновича, Гафта и Угольникова приглашать программистов.

Марина Розанова

Материал с сайта: http://grafoman.stsland.ru/
Страница публикации: http://grafoman.stsland.ru/Old/Po_ty_storony.html
Flame19-06-2008 09:21 #1
Flame
Автор
Группа: User
Классический признак графомана то, что он очень серьезно относится к тому, что делает. Юмор в адрес своего творчества для него абсурден, как появление в шортах на симфоническом концерте. В любое время суток при нем находятся его творения, которые всем появляющимся в поле зрения он предлагает оценить навязчиво и одновременно с робостью, напоминая эксгибициониста в березовой роще. Самоирония всегда сопутствует творцу и ее начисто лишен графоман. Творчество, утверждающее собственную серьезность, обычно вызывает смех.

- отличный критерий.
Apriori19-06-2008 10:53 #2
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
я тоже так думаю :)
:): - смайл Шрёдингера
Просто19-06-2008 11:01 #3
Просто
Автор
Группа: Passive
Интересно и поучительно. Хотя, по отношению к личностям, считаю это частным мнением. Обобщения на уровне, а на вкус и цвет... Кому Мане, кому Митьки. А под настроение, а с майонезом...
Apriori19-06-2008 11:06 #4
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
Просто, дык я не спорю! )
просто интересная статья, ну правда же.
читала с ужасом - про меня?! нет?
:): - смайл Шрёдингера
Muirhead-Ъ19-06-2008 11:09 #5
Muirhead-Ъ
Викинг
Группа: Passive
Про Сафронова хорошо.
Flame как всегда выцепил самое разумное и на мой взгляд ключевое. Улабайтесь господа, вы слишком серьезны... (с)
А ещё сейчас вспомнил момент из очень хорошего фильма "Когда я стану великаном", точнее один кусочек диалога в самом начале.
- Я слышал ты стихи пишешь.
- Пишу.
- Хорошие?
- Хорошие! Плохие зачем писать?
Позаботься о Лулу… о моей крошке…
Просто19-06-2008 11:18 #6
Просто
Автор
Группа: Passive
Apriori сам надолго задумался...
Muirhead-Ъ Ага, плохие - зачем, к месту :)))
Roni Fox19-06-2008 16:32 #7
Roni Fox
Автор
Группа: Passive
А мне выделенное Флеймом не кажется таким уж хорошим критением. Выходит, тот, кто не носит постоянно с собой произведения, и кто к критике относится адекватно - гарантированный не-графоман? Нет, не думаю, что все так просто.
Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974
Flame19-06-2008 18:31 #8
Flame
Автор
Группа: User
Рони, ты допускаешь очень распространённую ошибку, путая импликацию с эквивалентностью, необходимое условие с достаточным.

Это то же самое, что заключить: "если я вижу всё, что ем, значит я ем всё, что вижу".

Извини за занудство, просто меня иногда пугает распространённость этой ошибки...
avisv196019-06-2008 20:34 #9
avisv1960
Автор
Группа: User
А я не считаю, что графомания это порок. Есть большой спорт, а есть любительский. И от второго пользы для самих спортсменов и для общества ничуть не менее. Пусть лучше в мире будет сто лишних графоманов, чем один, похоронивший свой талант Господин Сочинитель. Писатели по своему таланту тоже образуют пирамиду. И в фундаменте этой пирамиды угадайте кто находится?
Максимович20-06-2008 06:08 #10
Максимович
Автор
Группа: Passive
"Классический признак графомана то, что он очень серьезно относится к тому, что делает."
Не уверен, по-моему Экклезиаст, Гомер и Магомет не были склонны к иронии. Обратный пример - Лион Измайлов.

Критериев, возможно, нет никаких. Мне нравится чисто деловой подход (ср. англ. Writer): пишет, неважно как - значит писатель. Нравится ему это, манит - ясно, графоман. Остальное субъективно.)

Войнович мне и как писатель-то не очень...
Мое мнение. Не более того
Flame20-06-2008 07:01 #11
Flame
Автор
Группа: User
Максимович, речь не об иронии в текстах авторов, а о достаточно отстранённо-философском отношении к своим собственным творениям. Даже Маяковский и Северянин в своих "Мне бы памятник при жизни полагается по чину" и "Я, гений Игорь Северянин" всё же больше иронизировали над собой в этих строках, чем действительно упивались собственным величием.

avisv1960 по-своему прав, массовые забеги и заплывы способствуют если не мастерству, то хотя бы здоровью. Разница творчества и спорта с этой точки зрения только в том, что никто из физкультурников не станет стучать кулаком по столу тренера с требованием включить его в национальную сборную - слишком очевидна разница в результатах для самого физкультурника :)

Сообщение правил Flame, 20-06-2008 07:07
Максимович20-06-2008 10:06 #12
Максимович
Автор
Группа: Passive
Я все же придерживаюсь тут скорей релятивистской точки зрения. Не могу понять человека, называющего другого "графоманом". А сам-то кто? Критерии всегда субъективны.
Читатель может сказать: "я не понял", редактор: неформат. А выявление графоманов - скучное занятие.
Часы или работают, или нет - это объективно. В произведении можно найти разве что внутренние противоречия, да и то - может это такая новая эстетика.

Статья написана живо, но сам посыл...
Мое мнение. Не более того
Просто20-06-2008 11:29 #13
Просто
Автор
Группа: Passive
Flame, значит бег для удовольствия - графомания спортивная? :)
Flame20-06-2008 11:41 #14
Flame
Автор
Группа: User
Просто, ага ))

фишка в том, что быть графоманом - это само по себе не есть плохо! это - умение себя занять достаточно безвредным для окружающих способом, это - своего рода умение радоваться жизни!

плохо, когда кто-то начинает относиться к себе и своему творчеству гипертрофированно серьёзно, и начинает требовать от окружающих такого же отношения.

кстати, в спорте такие же бывают - на лыжне однажды один лыжоман попытался обматерить мою жену за то, что она не уступила ему лыжню - она дескать просто так катается, а он на время бежит (при этом был без номера и вообще лыжня была прогулочная).

а так-то я и сам графоман тот ещё - пишу не потому, что не писАть не хочется, а потому что почему бы и не пописАть? :)))
Apriori20-06-2008 11:43 #15
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
воооо!!!!
плохо, когда кто-то начинает относиться к себе и своему творчеству гипертрофированно серьёзно, и начинает требовать от окружающих такого же отношения.

:): - смайл Шрёдингера
Просто20-06-2008 12:00 #16
Просто
Автор
Группа: Passive
Flame ни убавить ни добавить :)
avisv196020-06-2008 22:28 #17
avisv1960
Автор
Группа: User
А у меня тоже статья про графоманов есть 2002г. На одном литературном портале ее разместили с моего разрешения, а на остальных уже без спроса. Можно я просто ссылку дам, а то как-то в свете обсуждения мне даже неловко ее целиком размещать. Сперва я ее хотел назвать "Рассуждения в духе Остапа Бендера", но потом она слегка "посерьезнела". Когда я ее писал и переписывал, в голове звучал добрый голос Евстигнеева в роли режиссера с футбольным свистком из "Берегись автомобиля" "а не замахнуться ли нам на товарища нашего Вильяма, так сказать, Шекспира". Актеры любые и любых театров чувствуют друг друга очень хорошо, и музыканты...ага ощущают себя чем-то единым. И только литераторы, и почему-то исключительно в России нынешной, так настроены третировать графоманов. Как-то по- Сальериевски это, а если по-Моцартовски, то надо бы как-то прямо противоположно. Сочувствовать братьям своим меньшим, хотя бы за общую страсть к сочинительству, владеющую ими всеми, от самого величайшего из них до самого ничтожного (раньше сказали бы "бумагомараки").
http://andrewsatan.narod.ru/Howtowrt.htm

Сообщение правил avisv1960, 20-06-2008 22:37
ManZoo20-06-2008 23:54 #18
ManZoo
Автор
Группа: Passive
Мне кажется, с чьей-то лёгкой руки произошла путаница понятий: достаточно безобидное "хобби" - дилетантское писательство, которым занято большинство, в т.ч. и "признанных и покупаемых", авторов, мы называем "графо-манией", а это уже из области психиатрии.:) Возможно, неудержимое желание написать на скале "Здесь был Вася" или массовое увлечение граффити более соответствунт признакам этой болезни.
Видимо, в России, как всегда, трансформировали, в данном случае - понятие "графомания", на уровне чувствований и ощущений - под себя, не только расширив его, но и сделав многоуровневым (подобно "интеллигенту"), чтобы после безуспешно пытаться вогнать его в рамки хоть какого-нибудь определения.:)
"Судьба играет человеком, а человек играет на трубе". Ильф & Петрофф
Aurthem22-06-2008 18:56 #19
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Жечь ведьм плохо во все времена.
не слышу
Просто24-06-2008 08:55 #20
Просто
Автор
Группа: Passive
А может добавить сообщество ТОНГ? Весело должно быть :)
Apriori24-06-2008 08:56 #21
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
куда добавить? 0_о
:): - смайл Шрёдингера
Астролябия24-06-2008 09:03 #22
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Как куда? Параллельно творчествам всяким, авторским волям, третьим сторонам монет.
Apriori24-06-2008 09:05 #23
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
ааа =))))))))
ха! ))) а чо :)
:): - смайл Шрёдингера
Просто24-06-2008 09:20 #24
Просто
Автор
Группа: Passive
Астролябия, лидером будешь? Я первым запишусь, Вовычъ одобряет, вчера болтали. Кто Мите стучит с заявкой? :)
Астролябия24-06-2008 11:54 #25
Астролябия
Автор
Группа: Passive
У такого клевого сообщества можно. Только я б предложила не просто так сообщество, а с правом забирать себе любой понравившийся (в нашем контексте) стих, ну или прозаический текст. Чтоб у него появлялась пометка "Стих одобрен сообществом ТОНГ". Вот тогда будет интересно, потому что это будет новый инструмент на сайте.
Apriori24-06-2008 13:00 #26
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
Астролябия, идея класс!! ))))
хеехехе :))))))
:): - смайл Шрёдингера
Просто24-06-2008 15:07 #27
Просто
Автор
Группа: Passive
Заобижаются, которым пометка достанется :)
Apriori24-06-2008 15:10 #28
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
а и пусть.
зато стимул будет
думаю, у меня у самой можно много чего забрать в ТОНГ ;)))))
:): - смайл Шрёдингера
ManZoo24-06-2008 20:36 #29
ManZoo
Автор
Группа: Passive
Просто, замечательная идея.:) А у Астролябия - ещё замечательнее "развитие темы".:))
Думаю, такая "серебряная калоша" кому-то и самолюбие потешить может. А если нет - согласно "определению" Флэйма тот и есть "он самый, законченный".:)
"Судьба играет человеком, а человек играет на трубе". Ильф & Петрофф
Apriori24-06-2008 21:54 #30
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
Графоманы... Графоманы... Злобные, прекраснодушные... Воинственные, тихие... Эти слова произносятся (.....)ежедневно в адрес оппонентов и третьих лиц, но, во-первых, слово изреченное есть ложь, а во-вторых, правильно говорить не "ложь", а "клади".
Вот и я "поклал" на эфемерное понятие "графоман" и говорю исключительно о "поэтах" и поэтах, имея в виду тех, у кого не особо получается, и тех, у кого здорово.
А об авторах вообще лучше не говорить. Существа ранимые, самолюбие – космическое. Поэтому лучше о продуктах их жизнедеятельности, ну, о стихах, стало быть.

Стихи я люблю. Но я люблю хорошие. Какие хорошие? А те, которые нравятся и запоминаются. Которые удивляют, поражают, радуют, смешат, заставляют грустить, наводят на раздумья. Которые не отпускают, незаметно убеждают, вселяют надежды, сеют панику... И все это – по-настоящему. Без оговорок.

Рассказывать о том, ПОЧЕМУ нравится, трудно. Ну, нравятся есенинские стихи "Пускай ты выпита другим..." и все тут. Вкусные, созвучные моему сегодняшнему мироощущению, пронзительно-тихие, декларирующие духовное взросление и не только, не только, не только...
Начнешь пересказывать, отмечать особо любимые моменты, размышлять о том, откуда пришли эти строки в голову поэта, – и вдруг исчезнет обаяние... Зато придраться есть к чему. И в упомянутом стихотворении тоже. Кому-то не понравится "приход неприхотливый", кто-то отметит сразу же странность первой строфы: "мне осталось волос дым и глаз усталость". Ну, и так далее. Изъяны действительные и мнимые искать легче, чем объяснять достоинства. Достоинство объясненное есть ложь.
Художественное достоинство, поэтическая удача – всегда чуть-чуть больше, чем умные и заинтересованные слова, при помощи которых можно разъяснить это достоинство. Дефект – конечен и объясним.

Магия настоящей поэзии проявляется в том, что настоящее стихотворение как большое высказывание (эмоциональное, сюжетное, художественное, поэтическое и т. д.) отключает внимание читателя от огрехов, от штампов, от возможной несвежести образов и обезоруживающе затягивает, покоряет и одаривает новым опытом.

Если поэзия есть магия, то воспитать поэта из кого угодно нельзя. Но кое-что подсказать ищущим этой магии можно и нужно.

Почему людей учат петь, чаще включая в тренировочный репертуар, скажем, спиричуэлы, а не заунывные песни о смерти? Оба жанра вполне похожи по сложности, разницы почти никакой - тяни дольше, пой в ноты, тренируй чистоту. Ан нет. Процесс должен вызывать радость. Мажорные духовные гимны вселяют оптимизм. Если же после занятия человек выходит в депрессии, то грош цена такому занятию.
Так что же, не говорить о неудачных стихотворениях? Ведь надо, чтобы тянулись к лучшему? А еще – "дурной пример заразителен".
Но ведь бывает "по-плохому" заразителен и хороший пример! Читая стихи самиздатовцев, чувствуешь себя странно: будто бы попал на фантастически возникший сайт поэзии неумелых представителей поколения, следующего за поколениями Пушкина, Тютчева или иногда – реже – Блока. Часто эти стихи похожи на нерадивое переписывание оригиналов классики. Реже – нечто почти самостоятельное, но исполненное мертвыми словами, вышедшими не только из бытового, но и из поэтического обихода. И лишь неологизмы и просто актуальные слова, врывающиеся в эти эфемерные чертоги, ломают ощущение присутствия в прошлом.
Эклектика бывает намеренной. Но значительно чаще я вижу эклектику, причиной которой является глухота к слову, отсутствие чувства языка.

Я понимаю, что бывают задачи, которые решаются именно архаичными методами: старым языком, старым стилем письма, потерявшими жизнь твердыми формами, стилизацией под конкретного автора... Но что это за задача такая, которую решает добрая половина "поэтов" Самиздата?
Так вот, никакой творческой задачи перед ними не стоит. Есть всего лишь глобальный стереотип.
Стереотип можно сформулировать так: "Поэзия – это Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет, Блок, Ахматова и т. д. "Писать стихи" значит писать о том же и так же, как Пушкин, Тютчев..."
Творческая доминанта ПОИСКА, ОТКРЫВАНИЯ, ПРЕОДОЛЕНИЯ подменена тихим копанием в наработках предков.
Отсюда и пошли корни постмодернизма.
Постмодерн есть умная, ироничная и по-своему трагедийная реакция на десятилетиями гнившее литературное болото. Препарирование классики и конструирование коллажей стало разумным, подчинилось самокритикующей воле автора. Впрочем, золотая эпоха постмодернизма прожита, что подтверждается активным проникновением его приемов (не идей!) в попсовый обиход и, в том числе, освоением постмодернизма теми, кого принято величать графоманами.
Но довольно кондовой философии и кухонного искусствоведения. Речь идет о мертвом языке.

В этой связи надо говорить о плохих стихах. Чтобы новые спортсмены и курортники не заплывали за буйки, как говорится.
И о хороших – надо. Чтобы имели в виду. Но не копировали.

На мой взгляд, хорошее стихотворение – это не то, в комментарии которого валятся восторженные "Гений, чмоки!!!" от родственников и друзей автора. Хорошее стихотворение – это не то, после написания которого автор чувствует себя королем поэзии.
Хорошее стихотворение – это то, после рождения которого автор чувствует, что смог прикоснуться к чему-то истинному, смог передать частичку этой истины, этой красоты.
Желательно, чтобы при этом автор еще и немного скорбел о собственном несовершенстве.

Речь не идет о причудливой форме шизофрении. Речь идет о труде души, о поиске и преодолении.

Сравните двух поэтов.
Один написал 12 строк о том, какая красивая девчонка живет в его подъезде, и как они вместе будут гулять по вечерам, то есть воплотил в смежно зарифмованный столбик свои половые притязания так же, как дикарь сначала рисует буйвола на земле и тычет в него копьём перед настоящей охотой.
Второй написал 12 строк о том, как соседская девчонка смотрит из окна на голубей. Ему, этому поэту, было важно решить вполне творческую проблему: девчонка красивая, любит он ее, но вот сказать о ее красоте, изъяснить ее в окрестный мир – оказывается, ох, как трудно!
Пусть оба написали подростковую чушь, но, по-моему, второй был ближе к творчеству, чем первый... Хотя первый четче представляет, чего хочет. :-)

Подростковые слюни, веселая эпиграмма, строгая басня, зарифмованное поздравление с днем рождения, строго говоря, к поэзии мало относятся. Пользование поэтическим инструментарием не залог того, что выйдет стихотворение.

Умение ловко рифмовать и выдерживать ритм – это для поэта нечто сродни умению ходить для бегуна с препятствиями. Это база и, если угодно, это рефлекс продолговатого мозга, над которым должна возникнуть кора. Если кора не развита, то этот архаичный продолговатый мозг не даст высшей поэтической деятельности, не даст живого языка.

Каковы признаки мертвого языка?

1. Чтение стихотворения не вызывает отклика, которого требуют тема, сюжет, задуманные автором образы. Споришь не с существом написанного, а с тем, как это написано.
2. При чтении хмуришься, дескать, что это за слово такое, зачем оно тут?
3. Спрашиваешь себя: "А чего этот автор говорит, как иностранец? Что за порядок слов? Почему ошибки в управлении?" или "Неужели это пародия при такой-то теме?!"

Что конкретно тащит стихотворение в позапрошлый век и/или на дно поэтической свалки?

Использование мягкого знака при усечении окончания слов:
мгновенье, ощущенье, решенье, торможенье...
Так давно не говорят. Нет задачи вернуть читателя в позапрошлый век – забудь об усеченьи!

Использование архаичных словесных форм:
иль, ужель, очи, ланиты, шуйца, десница, длань, кои, сиречь, облачился...
См. выше. Так сегодня говорят только подпившие офицеры официанткам с целью соблазнения.

Использование просторечных и книжных допущений:
строкою вместо строкой, заждалася вместо заждалась, уж (вообще лишнее слово)...
Так (иногда) говорят в народе. Нет задачи говорить от лица персонажа из народа – нечего паясничать, имитируя такую речь.

Использование слов-костылей:
словесный мусор может появляться в стихотворении как при подстановке ради соблюдения ритма и рифмы (все те же "уж", "-то", ничего не соединяющие соединительные союзы, либо целые необязательные значимые слова, не относящиеся к раскрываемой теме), так и при стремлении "укомплектовать" стихотворение нужным числом строк (то есть, мусор суется целыми строками).

Навязчивое использование слов, относящихся к обслуживанию, а не к передаче смысла:
Что, который, и, как и т. д.
Надо написать одним размером, а скатываешься на другой? Поставь в начале каждой строки союз "и"! Союз "и", проверено веками!
Чем меньше "чтокания", "икания" и прочего "какания", тем больше концентрация смысла.

Использование канцеляризмов:
достиг успеха, как следствие, период времени (вообще глупость какая-то!)...
Что делают такие обороты в стихах? Зачем насиловать поэзию языком справок и заявлений?
И сюда же: к чему использовать вымученный страдательный залог? "Была мной увезена на Минводы" в истекшем, блин, периоде. Это не лирическая героиня, а товарно-материальная ценность какая-то!

Навязчивая инверсия:
Девы взгляд, дарующей ласки несдержанной радость; вечер хлещет ветер (это вовсе двусмысленность из-за того, что винительный падеж слова "вечер" совпадает с именительным)...
Когда в стихотворении читателю приходится расставлять слова за автора, это уже не стихотворение, а игра "пятнашки".

Ошибки в управлении:
я вспомнил то, что мне не сделать...
Хм, в максимуме: я вспомнил о том, чего мне не сделать.

Смешение словарей.
Пример: в словесно построенную пасторально-природную картинку бесконтрольно просачиваются технические термины.
Словарь, то есть лексика, как и фразеология произведения должны быть точнейшими проводниками идеи.

Просто грамматические и синтаксические ошибки.
Здесь все очевидно: если стихотворение с описками, без запятых или наоборот с излишком, если автор не в курсе, сколько точек в многоточии и сколько восклицательных знаков можно ставить, как оформляется прямая речь и т. д., то его стихотворение становится шифровкой.
Кстати, некоторые ошибки сделались чуть ли не общепринятыми. Пример: "Они не обернуться". Третье лицо, множественное число, будущее время. Откуда мягкий знак??? Лепят все кому не лень. Зато в неопределенной форме глагола – забывают!

Перечисленные недочеты (и к ним еще добавим поэтические ШТАМПЫ) убивают стихотворение. Подчеркну, если это именно недочеты, а не способ передачи задумки.
Поэт пишет стихи, чтобы его идею и чувства поняли и разделили читатели. Хотите, чтобы вас поняли? Не пишите, как бездушный текстогенерирующий робот.
Когда читаешь массу одинаковых стихотворений на одну и ту же тему, невольно думаешь, что имена авторов – выдумка неких программистов, которые додумались собрать все штампы и их тематические комбинации в базу данных, сдобрить это подпрограммой, выбирающей стихотворный размер, и запустить генератор-публикатор.
Читать стихотворения, от которых остается привкус давно испортившегося пайка образов с примесью прогоркшего программинга, НЕПРИЯТНО. Читатель – не робот.
Индивидуальность, авторское видение, неожиданное, прожитое духовно раскрытие темы оживляет стихотворение, делает его язык – живым.
Коллеги, слушайте, вслушивайтесь в себя. Не внутренний ли робот надиктовал вам последнее стихотворение? Давайте любить наш язык, уважать его и не умерщвлять его посредством написания мертвых стихов.

С.С. Либерманн
:): - смайл Шрёдингера
Просто25-06-2008 10:15 #31
Просто
Автор
Группа: Passive
Шикарная добавка. Авторы встали в очередь к топке, аФторы в очередь на табуреточку. Интересно, озадумало...
Apriori25-06-2008 12:01 #32
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
все это весьма относительно, конечно, но прочитать было забавно.
:): - смайл Шрёдингера
ManZoo26-06-2008 18:39 #33
ManZoo
Автор
Группа: Passive
Apriori, о-ё-ёй, всё променя!:)
Знаменитое "окуджавовское": "Каждый пишет, как он дышит".
Подумалось, что автор, озадаченный: "То ли и так ли он пишет?", подобен сороконожке, откликнувшейся на вопрос, как ей удаётся не запутаться в сорока-то ногах, и впавшей в ступор.:)
У каждого - своя мера таланта. Хотелось бы поменьше "снобизма признанных".
Одна девочка на наши с Просто замечания отозвалась: "Кажется, я попала в лапы к гениям." Мне было стыдно.
"Судьба играет человеком, а человек играет на трубе". Ильф & Петрофф
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 25 •