Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Нынче выпал ясный день.
Но откуда брызжут капли?
В небе облака клочок.
Басё

фабула

нужна ли фабула?
нужна ли фабула произведению?
да, всегда 3
нет 1
чёрт его знает... 1
в зависимости от идеи 6
другое 1
  Ветка: vaffanculo!, 19 10 2008 11:21 Метасообщество Мастерская / Дискуссии Мастерской  
Страницы:  1  2  >
Для цитирования фрагмента чужого высказывания, выделите его мышкой и нажмите Ctrl+Enter
vaffanculo!19-10-2008 11:21 №1
vaffanculo!
Уснувший
Группа: Passive
"Но русская литература, чрезвычайно бедная фабулой, мало дает подобных примеров. В фабулярном построении темы русскому писателю всегда чувствовалось что-то несерьезное, что-то отворачивающее тему, сбивающееся на забаву, на потеху. И огромное поле русского быта, преисполненное необычайных курьезов, почти совершенно не использовано нашей литературой в фабулярном смысле; спокойное бытописание или психология быта, но не фабула, вот типичное русское воплощение темы. Если мы обратимся к западноевропейской литературе, в частности к царице фабулярного романа, Англии, воспитавшейся на универсальных фабулах (использованных Чосером в его сказках), — то увидим совершенно обратное. Здесь художественное воплощение темы без фабулы показалось бы невыносимо скучным. Здесь ни одна черта быта, способная создать коллизию, не оставлена романистами без внимания. Укажу пример: в английских законах есть закон о наследовании имущества отца старшим сыном (майоратное право). Отсюда ряд всяких возможностей: преступление младшего сына, чтоб получить наследство; незаконнорожденность старшего, скрываемая родителями, чтоб любимый сын не потерял наследства; муки наследника, не имеющего возможности соединиться с любимой девушкой, так как она простого звания, а он наследник майората, и вытекающие из этого перипетии — мнимая смерть, бегство в Америку и т. д. Можно сказать, что ни один из английских романистов не прошел мимо этих коллизий; им отдали дань и Диккенс, и Джордж Эллиот, и Генри Вуд, и Уильки Коллинз, не говоря уже о множестве других, менее известных. Русский читатель романов отлично знает также, какую причудливую серию фабул создал гениальный Коллинз из одной только черты шотландского правового быта («Шотландский брак»). Само собою разумеется, что бытовая фабула не сможет стать «бродячей», поскольку быт, ее вскормивший, является особенностью исключительно данной нации. Так, не может стать бродячею фабула «Хижины дяди Тома» в странах, где нет и не было рабства. Но классовые формы быта опять показывают нам «бродячий» характер фабулы, ее способность повторяться у разных народов." (с)

Статья М. Шагинян довольно интересна, но я не согласна с тем, что фабула так уж нужна.
Полный вариант статьи здесь:
www.feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-9961.htm

А вы?

Сообщение правил vaffanculo!, 19-10-2008 12:37
vaffanculo!19-10-2008 11:30 №2
vaffanculo!
Уснувший
Группа: Passive
Из Википедии:

"Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений."
vaffanculo!19-10-2008 22:16 №3
vaffanculo!
Уснувший
Группа: Passive
где твой голос, Тумс?
Мишель19-10-2008 23:12 №4
Мишель
Победитель конкурса к Дню Победы
Группа: User
Зря ты так, Тумс, иногда и домохозяйки получают литературные премии.
Литература- не прокуратура. Писать надо о том, от чего не спится по ночам....
vaffanculo!19-10-2008 23:17 №5
vaffanculo!
Уснувший
Группа: Passive
кстати, об авторе самой статьи добавлю.

Мариэтта Сергеевна Шагинян - журналистка и писательница, без сомнения обладавшая завидным мастерством и даром литератора, которая в конце XIX - начале XX веков внесла незаурядный вклад в российско-советскую публицистику и литературу.

Творчество Шагинян охватывает различные области жизни. Она выступила и как знаток музыки и литературный критик, ее можно назвать и исследователем-путешественником и беллетристом, но в первую очередь она была публицистом и писателем, оставившим после себя немало, если так можно выразиться, “полнометражных” литературных произведений: “Гидроцентраль”, “Советское Закавказье”, “Ткварчельский уголь”, “Дневник депутата Моссовета”, “Новый быт и искусство”, “По дорогам пятилетки”, “Урал в обороне”, “От Мурманска до Керчи”, “Зарубежные письма”, “Путешествие по Армении”, научные монографии о Гете, Тарасе Шевченко, Низами Гянджеви, Иозефе Мысливечке... Она же - автор первого советского детективного романа “Месс Менд” и великолепный мастер очерка.

мариэтта.jpg (9 kb)
The Tums19-10-2008 23:25 №6
The Tums
Забанен
Группа: Passive
Мишель, да мне параллелен ваш Клуб ОД. я больше иллюстрировал отсутствие внимания к данной ветке
vaffanculo!, проголосовал
p(tash)ka19-10-2008 23:26 №7
p(tash)ka
Хранитель
Группа: Passive
Максим, Гораций говорил, что лучший способ достичь счастья - ничему не удивляться)

Даже если авторское видение не умещается в рамки привычной логики, т.е. если он не видит мир осознанным и мыслимым, не усатривает "закономерностей в развитии изображаемых явлений", в его тексте будет совокупность событий, которые составят фабулу.

Поэтому, как мне кажется, фабула есть в произведении всегда.
vaffanculo!19-10-2008 23:28 №8
vaffanculo!
Уснувший
Группа: Passive
p(tash)ka, то есть она присутствует независимо от желания автора? так? интересная точка зрения, между прочим.

Сообщение правил vaffanculo!, 19-10-2008 23:29
vaffanculo!19-10-2008 23:37 №9
vaffanculo!
Уснувший
Группа: Passive
Мне кажется, что русские писатели(классики) не так уж и бедны фабулой, как их определила Шагинян.

Лесков - это фабула на фабуле.
Из письма Лескова критику П. Щебальскому:

"Не понимая целей редакторской правки, Лесков в том же письме сообщает о
Любимове: "...он черкает не рассуждения, не длинноты, а самую суть фабулы!!
Он обворовал Ларису ни за что, ни про что, и именно в ноябрьской книжке, в
разговоре Форовой с Синтяниною у реки. Раз показано было, что "Лара роковая
и скрывает в себе нечто, а может быть и ничто", - далее: старик генерал о
ней говорит, что "ее, как калмыкскую лошадь, один калмык переупрямит", - это
все нужные, необходимые ритурнели, и их нет, и зачем их нет, это один черт
знает! И добро бы это были длинноты, - нет, это говорилось в кратчайших
словах. То есть просто черт его знает чего он хочет и из чего, из какого
шиша я теперь сделаю эту Ларису? Отчаяние полное и бесконечное! я готов
бросить роман недописанным, потому что все равно боюсь, что гей профессор с
его резвыми руками совсем меня спутает, и романа станет нельзя свести с
концом". (c)
p(tash)ka19-10-2008 23:43 №10
p(tash)ka
Хранитель
Группа: Passive
Получается, так. Хотя вряд ли в стихотворениях в прозе есть фабула. И вряд ли всегда есть в эссе. Но вот повествования без фабулы мне не приходят в голову. Так что, наверное, выберу ответ "в зависимости от идеи", подразумевая "в зависимости от жанра".
vaffanculo!19-10-2008 23:53 №11
vaffanculo!
Уснувший
Группа: Passive
p(tash)ka, вот взять в пример Достоевского, во всех критических и иных статьях о его творчестве, значится, что у Достоевского сложная фабула, без объяснений при чем этой сложности. Дело в том, что у классиков мало "стереотипов", они ищут уникальных героев. Новых личностей. А фабула имеет отношение к прогнозу поступков ЛГ.

Мне кажется, что у гениев нет фабулы, как можно её иметь, когда порой не до конца ясно самому автору душа того или иного персонажа. Я уже приводила пример с Толстым, как-то в дискуссиях, он не знал судьбы своей Карениной, пока не дописал роман и не поставил точку.
p(tash)ka20-10-2008 00:03 №12
p(tash)ka
Хранитель
Группа: Passive
В моем представлении фабула - определение, относящееся к уже готовому произведению, а не к замыслу автора.
То, что хорошему автору диктует язык - или что там еще - бесспорно, однако это не отменяет фабулы в сложившемся произведении.
Поэтому не могу не согласиться, что у гениев нет фабулы: в их замысле - может быть, но не в их книгах.
vaffanculo!20-10-2008 00:05 №13
vaffanculo!
Уснувший
Группа: Passive
p(tash)ka, поняла, да, согласна. Я все время про замысел говорила.
Холод*ок20-10-2008 00:17 №14
Холод*ок
Автор
Группа: Passive
Ян, я так понимаю, что фабулу можно выделить позже. Её можно найти, а можно и не найти. Да, выявить её в уже готовом произведении или найти её отсутствие. :)
Да и вряд ли каждый писатель, начиная произведение, сразу задумывается о ней.
Блин, слово-то какое-то при всём... Фа-бу-ла.
В следующей жизни я ни за что не буду писать чего либо
Virtus20-10-2008 00:31 №15
Virtus
Уснувший
Группа: Passive
Наверное, Шагинян, имела в виду такую особенность русской лит-ры, когда фабула есть, но она не прописана в тексте произведения, вот так вот, чтоб в чистом виде, т.е., надо читать, и самостоятельно уже выстраивать "правильную" последовательность и связь событий. Меня, Яна, просто сбил с толку твой вопрос, и я все пытался соотнести его с цитатой. Как это - нужна или не нужна? Без фабулы нет сюжета, ему просто неоткуда будет взяться.

И вот, если твой вопрос неудачно сформулирован, а в действительности он звучит так - обязательно ли прописывать фабулу? - я тогда отвечу - не обязательно, все зависит от идеи (вернее от замысла). А пока выберу - "другое".

Кстати, а может и не очень кстати, обратил внимание на слова...
В фабулярном построении темы русскому писателю всегда чувствовалось что-то несерьёзное, что-то отворачивающее тему, сбивающееся на забаву, на потеху.
Западная литература, правда ведь, пошла от трубадуров, от театра, от развлечений. Там все должно было быть легко и просто, т.е. чтоб и дураку было понятно. Без фабулы в таком деле не обойтись. Король умер, королева загрустила и выбросилась из окна. Что тут не понятного? А русская литература - берет начало от монахов. Какие развлечения? Какой театр? Все серьёзно. Что за глупости - писать "потешные" истории?! Не к лицу "нам" сие непристойное занятие )).

Пока тут писал, получилось, что повторил за многими (т.е. за Пташкой и Холодком), ну ничего.

Сообщение правил Virtus, 20-10-2008 00:41
Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет. (Блез Паскаль)
vaffanculo!20-10-2008 08:01 №16
vaffanculo!
Уснувший
Группа: Passive
Virtus, я ошиблась, когда составляла опрос, с формулировкой вопроса. Нужно было вот так: "Нужна ли фабула в замысле произведения?" То есть когда мы планируем что-то написать, думаем ли мы о ней, и надо ли думать.
Спасибо за мысли. Я ещё напишу позже.

Сообщение правил vaffanculo!, 20-10-2008 08:02
Добров Дэн20-10-2008 09:13 №17
Добров Дэн
Автор
Группа: Passive
Так всё это сложно - фабулы, амбулы, преамбулы. Сомневаюсь, что многие на литклубе, да и не только, многие писатели серьёзно задумываются над этим. Люди пишут, когда находит вдохновенье. Иные пишут как на работе - сесть и сегодня написать три страницы. Кто-то ещё как-то. Но я действительно, очень и очень сомневаюсь, что многие осознано вкладывают фабулу в произведение. Если это получается - то как правило само по себе. Да и понятие то, размытое и эфемерное.
Интересно, а какой термин придумали раньше - "фабула" или "литература"? Сдаётся мне всё же второе. А первое - придумали критики, которым тоже что-то нужно делать.
Ох уж наша привычка человеческая, всё систематизировать, каталогизировать, раскладывать по полочкам...
"Когда хорошему человеку плохо - это блюз, а когда плохому хорошо - это попса"
Apriori20-10-2008 12:46 №18
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
Знаешь, Ян, я чего молчала.. еще вчера тут была. Дык нет - чтобы не лохануться - полезла себя по всяким справочникам проверять.
Нарыла кучу всего, и про фабулу, и про преамбулы, и про - даже! - фаллический стих - оказывается и такое есть в словарях, я даже у p(tash)kaи уточняла...

Потом села думать.
если брать именно по определению - "Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений."
То Таш права, Фабула, получается, есть везде.
Даже в самом завзятом сюре, ну например, не так давно видела "Андалузского пса" - жесть ваще!! Фильм с Дали и по его сценарию. Заставляла себя смотреть.
Так вот, даже там, в наборе картин и картиночек, сюжетов и сюжетиков, совершеннейше странных есть определенная последоватьельность, заданная автором - даже рассчитанная на силу и чувственность восприятия человеком.
Фильму предшествует сценарий - так ведь? Значит, и в нем была фабула. Последовательность, то, что задано автором.
Даже если он не хотел - переделывая, или еще как - он ее создает.

"Пишу ли я прозу? Ну, конечно пишу! Я даже говорю прозой!" (с)
:): - смайл Шрёдингера
The Tums20-10-2008 14:35 №19
The Tums
Забанен
Группа: Passive
Блин, слово-то какое-то при всём... Фа-бу-ла.

Так всё это сложно - фабулы, амбулы, преамбулы. Сомневаюсь, что многие на литклубе, да и не только, многие писатели серьёзно задумываются над этим. Люди пишут, когда находит вдохновенье.

эх, сказал бы я вам, да здесь посты трут
Добров Дэн20-10-2008 21:47 №20
Добров Дэн
Автор
Группа: Passive
The Tums Посты трут? Ну если подобного рода как вы тут оставляли в самом начале - неудивительно. Такие посты разве что на заборах не трут, да в лифтах.
"Когда хорошему человеку плохо - это блюз, а когда плохому хорошо - это попса"
ManZoo21-10-2008 10:57 №21
ManZoo
Автор
Группа: Passive
Если позволите...
Я предпочитаю более простое заокеанское "рассказать историю", а вот как она будет рассказана: будет ли это короткий анекдот или эпический роман, или "новелла" с авторским "потоком сознания", в котором утонет любой сюжет, - во что это выльется - часто не знает и сам автор.
Наверное, если есть эта изначальная "история", то и фабулу можно выявить/проявить в любом произведении.
"Судьба играет человеком, а человек играет на трубе". Ильф & Петрофф
The Tums21-10-2008 15:23 №22
The Tums
Забанен
Группа: Passive
Добров Дэн, ну в таком случае, вы наверняка можете себе представить, в какой форме я собирался выразить насмешку над вашими "глубокомысленными" выводами
Мария Гринберг21-10-2008 15:48 №23
Мария Гринберг
Автор
Группа: User
Да можно и без фабулы, конечно.
И без логики, без мотиваций.
И без персонажей.
И без букв, наверное, можно, узелками?
Но мне, например, как читателю, приятнее, когда всё это есть...
Добров Дэн21-10-2008 21:25 №24
Добров Дэн
Автор
Группа: Passive
The TumsГосподи, уважаемый - вам не надоедает? Честно... Ладно, не буду я вам ничего говорить, вы же всеведущ, и всезнающ. Не стану плодить новые бесполезные разговоры и грызню. Извините, что задел ваши тонкие чувства, своими грязными лапами. Больше постараюсь так не делать.
"Когда хорошему человеку плохо - это блюз, а когда плохому хорошо - это попса"
vaffanculo!21-10-2008 22:37 №25
vaffanculo!
Уснувший
Группа: Passive
ManZoo, тоже логично, "всякая история имеет фабулу и всякая история в основе произведения", так?

Страницы:  1  2  >

Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 28 •