Марья Ивановна собирала чемоданы один раз в год. Обычно она начинала собираться зимой, еще до Рождества. Упаковывала свитера и майки, долго возилась с носками в пакете, пробовала штопать чулки, допоздна просиживая с иголкой у настольной лампы. Вечерами перекладывала толстые пуховые платки, чихала, поднося к носу мешочки с лавандой, прятала за старую обивку чемодана украшения, весело позвякивающие в узелках-мешочках. Начинала упаковывать книги и журналы, старательно перевязывая их старой бечевкой. Долго возилась с нитками и спицами, перематывала клубки, потом, тихонько, чтоб не слышали соседки, ругалась, если не получалось, и клубки катились под кровать или за тумбочку. А утром бежала раздавать свои азалии и фиалки, и, наконец, переведя дыхание, садилась и складывала руки на коленях. - Все- говорила. – Собралась. Тогда с соседней кровати поднималась тетя Настя и шла звать медсестру. Марье Ивановне измеряли давление, давали успокоительное, и в доме становилось совсем тихо. Как в первую ночь.
*** - Ты откуда здесь? У девочки большая голова и тоненькая, будто палочка, шея. Казалось, что шея вот-вот сломается, и голова покатиться по только что вымытому полу прямо к входной двери. Большой рот кривился. - Это я так улыбаюсь- объясняла. – Ты не бойся, привыкнешь. Тебя как зовут? Маша? Я кивала. Видела свое отражение в большом зеркале, зажмуривалась. На большой стене в спальне пастушок играл на дудочке. Облака-барашки смотрели на него, задрав головы, и, кажется, даже кивали в такт музыке, перебирали тонкими ногами по зеленой траве неба, обжигались о лучи солнца, бежали куда-то в конец стены, прятались за дверями и блеяли тихо и жалобно. - Беееее! – дразнила девочка. Я обиженно поджимала губы и выглядывала в коридор. Барашков не было. Только дежурная медсестра что-то писала за столом под настольной лампой. - Бееее! –слышала . – Бееее! Считай, считай своих баранов! Я захлопывала дверь и смотрела на носки новых кроссовок. Оранжевые. С полосатой подошвой. - Красивые! – девочка подходила ближе.- Все равно нам вместе здесь жить. Дашь померить? Меня Настя зовут. У нее были зеленые глаза. Совсем, как трава на картине. - Конечно, дам - говорила. – Мне не жалко! - Мама купила, да? – Настя не сводит глаз с полосатой подошвы. Качаю головой. Облака- барашки жмутся к солнцу, обжигаясь о горячие бока. Отходят, доверчиво заглядывают в глаза. - У меня мамы нет- отвечаю. - Как это? Настя садится на край кровати. Укрывается золотистыми кудрями, даже глаз не видно. Совсем, как русалка. - Умерла- смотрю в окно. Сквозь серые листы стекла – улица. Хлопает дверь кафе с витражами. Отец кормил меня там мороженым. Усадил у стены-окна под пальмой и принес полную вазочку с дольками апельсинов. У меня даже пальцы пахли мороженым. - Ешь! –говорил. – Когда еще сюда сходим. Но я смотрела на бока серого дома, в который мы приехали. Дом, как будто стоял особняком: кругом новые кафе, магазины, витрины с гирляндами, а тут он. Серый, с потрескавшимися боками, с окнами-решетками. Барашки на стене шевельнулись. Солнце в углу картины закатилось за горизонт. Пастушок отложил дудочку и достал из-за пазухи краюху хлеба. - Кто это нарисовал?- спрашиваю. - Это Гойя - девочка так и не выпуталась из волос.- Его часто просят. В комнате с телевизором он на стене дом нарисовал. Целый замок. И карета из ворот выезжает. И принцесса там есть. Ты увидишь. - Гойя?- удивленно смотрю на нее. - Его вообще-то Пашка зовут. Он с Джедаем дружит. Я тебя познакомлю. Нам ведь еще долго тут жить.
*** - Эмиль умер! Голос пронесся по коридору, обгоняя тишину. Шаркающие шаги в коридоре стихли. Заговорили все сразу, наперебой. Даже Марья Ивановна заскрипела пружинами кровати. - Какой Эмиль, Настёна? Накидывая на плечи платок, тетя Настя, тяжело дыша, приоткрыла дверь. В палату ворвался свет и запах валерианки. - Да тот, что ножами торговал, помнишь?- тетя Настя обернулась. - На углу улицы, возле кафе. Он жил тут когда-то. Готовь платье, Манечка! Своих хоронить будем. Джедай умер.Хоть куда-то выйдем, правда?
*** Коридорный свет не включали. Настя ведет меня петляющими коридорами в темноте, изредка только останавливаясь и прислушиваясь. Коридоры длинные, окон нет. Только в вестибюле окна, потому что за углом столовая. А на втором этаже одни спальни. Я покорно иду позади, спотыкаясь иногда и останавливаясь, чтобы рассмотреть на стене белые листовки объявлений. - Скоро? –спрашиваю. – Скоро придем? Надоело уже. Лучше бы спать пошли. - Не ной! – Настя не поворачивает головы. – Пришли уже! Нужная дверь оскалилась черными черепами и зигзагами молний. Вместо дверной ручки железное кольцо. - Дерни за кольцо, дверь и откроется! - Настя смеется в кулак, кашляет. Тянет за кольцо и приоткрывает дверь. Звякает колокольчик.
*** Шнурки путаются под ногами. Если затянуть потуже- петля. Повиснуть, высунув язык, попробовать разжать узел руками. На шее вздуется широкая красная полоса. - Дзинь-дон! Джедай присядет на корточки, заглянет в глаза. - И когда ты научишься спрыгивать вовремя? Вытянусь на кровати во весь рост. Почувствую, как он дует мне на пальцы. - Маш, возвращайся, ладно? Пора уже! Но я продолжаю идти вперед, оступаясь и проваливаясь в болотную жижу. Дом совсем рядом. Я вижу красную жестяную крышу, оранжевые бока стен, утопающие в зарослях сирени. Отец, наверное, уже пришел обедать. Я слышу, как он, наверное, голый по пояс, отфыркиваясь, умывается во дворе под умывальником. Сестра возится с тарелками, накрывая на стол. Тарелки весело звенят у нее в руках, она торопится, наливает компот. - А Марыся где? - отец оглядывается, ища меня взглядом. Большой и сильный, загорелый на своих стройках, с сединой на висках. - Марыся где? Кашляя и отплевываясь, машу ему, стоя по горло в воде. И тут же ныряю, опускаюсь на самое дно. Упираюсь в ил ногами. Стою, не дыша. Захлебываюсь.
***
Чемоданы распаковывали вместе. Тетя Настя аккуратно, ровной стопочкой складывала обратно в шкаф белье, а Марья Ивановна расставляла по полкам книги. Иногда она шептала что-то, едва шевеля губами, и тетя Настя оборачивалась к ней, прислушиваясь. Но Марья Ивановна не замечала ее: книги, фиалки и азалии, нитки и клубки. - Тебе не надоело еще собираться? Тугой узел волос на затылке вздрогнул. Голова втянулась в плечи. - Ей Богу, ты, как всегда. Куда едешь-то? - Домой - Марья Ивановна бросила на кровать узелки-мешочки. – Куда еще ехать-то. - Дом твой здесь. Забыла что ли? – тетя Настя встала прямо у расписанной стены, скрестила руки. –Мы всю жизнь здесь. На стене картина: облака-барашки вытянулись в бесконечный осенний караван, растянулись вдоль желтых листьев, расстелились едва заметными очертаниями . - У меня настоящий дом есть, Настя!- Марья Ивановна скрипела пружинами кровати. –Всегда был. Ты же знаешь. Или не помнишь уже? - Был, был- тетя Настя кашляет.- Был да сплыл, да?
*** Как дом встречает меня запахом ванили. Гойя сидит в груде подушек и курит трубку. Ванильный дым оседает на одеяла, рюкзаки и сумки. Все еще пахнет летом и домом. Открытые окна. Аккуратные шторы. Даже барашки на стене весело бегают по полю-небу. - Чалмы не хватает- говорю. – Султаном мог бы быть. - Мог бы! – Гойя улыбается. – И не только. Ставлю свой рюкзак рядом с Настиным, сажусь рядом. - Кофе будешь? – Настя высовывает из-под одеяла ногу в оранжевом носке. – Я из дома привезла. Пахнет морем. И солнцем. Песком. Ветром. - Буду, конечно. Она выныривает из груды подушек и одеял еще больше похудевшая, загорелая и длинная. - С возвращением!- чмокает в щеку. От нее пахнет домом. Ванилью. Гойей.
*** Я разглядываю Гойю в полутьме. Вельветовая куртка, длинный красный свитер. Трубка. Настя толкает меня вперед, прячется за мою спину, хихикает. - Машка она!- говорит мне в затылок. – Со мной будет жить. У Гойи длинная белая челка. Один глаз. Синий. Второй под челкой. Он даже не смотрит на меня. Мимо. Кругом рюкзаки, коробки, столики и стулья на длинных ножках. Рамки, огромные листы картона, краски. На полу груда подушек и одеял. - Новичок-это событие! – хмурится. – Проходите.
*** Подо мной спал город. Вздыхал, чмокал надутыми губами, как большой ребенок, вздыхал. Огромные дома- коробки, пальцы деревьев, упирающиеся прямо в звезды. Силюсь рассмотреть стрелки на циферблате, и, казалось бы, проваливаюсь куда- то вниз, как в пропасть, и кто- то, подняв меня одним рывком, зло командует: - Пошли домой, детка! Распластаюсь ассиметричным узором на белоснежной подушке. - Не надо! Забываясь, как в бреду, по кусочкам склеивая разбитое зеркало из сумочки, и в виске звонко стучит сердце, отдаваясь каждым ударом где- то в ушах. И будто оживая где- то среди развалин, пьяно и грубо: - Я домой хочу, понимаешь? Домой.
*** Дом кажется бутылкой. Черной воронкой, в которую влетает все, что подходит к краю. И я отражаюсь сразу во всем: в стенах, на полу, в потолке, в черной дыре двери. Плещусь в бутылке, по чуть-чуть прилипая к стенкам, давлюсь тягучим сиропом, кашляю, отталкиваясь от стенок длинными липкими пальцами. - Ты что ей дал? – голос Насти хрипит. – Спятил, да? Озабоченное лицо Джедая прилипает к бутылке с другой стороны. У него черные очки, приплюснутый нос. - Главное- вовремя соскочить. Не успеет, останется. Это ж другой мир, Настя! Там другой дом. Жгучая боль растекается к ребрам, затекшая шея не поворачивается, а ноги увязли в сиропной жиже. Бутылка катится по полу, глухо ударяется в стену. А я вместе с ней, носом в зеленое стекло. В дверном проеме дом. Марши лестниц. Окна. Белые литовки объявлений. Отец. Стоит прямо передо мной, широко расставив ноги в тяжелых армейских ботинках. Разглядывает меня, улыбается. Ставит на пол вазочку с мороженым. - Ешь! – говорит. – Когда еще сюда сходим! Рука Джедая в шипастом браслете придвигает ее ко мне. Он обламывает ножку, и мороженое растекается по линолеуму, превращаясь в бесцветную лужу. - Да сделай же что-нибудь! Настя тянется ко мне через трещины стекла. Касается ледяными пальцами живота и ног. - Сделай!
*** Чтобы обязательно наступило утро дома. Тихое. Зимнее. Пахнущее хвоей. Рождественское. Особенное. И пусть мне будет десять лет. Только десять. И отец на цыпочках пройдет в комнату и откроет шторы. А солнце мячом прокатиться в комнату, упадет горячим на одеяло, скользнет по подушке и весело заглянет в глаза.
*** А потом Настя сидит у стены. Раньше еще. И ей тоже, наверное, еще десять лет или двенадцать. И прямо над ее головой полосатая сетка-коврик. Каждый день она довязывает по одной полоске. Все цвета разные. Издалека кажется, что по стене бежит разноцветная зебра. - Это для ловли страшных снов - объясняет. – Чтоб страшные сны никогда не снились. -Получается? – недоверчиво поглядываю на сетку. – Или вранье? - Получается. Мне ничего не снится. Ведь здесь все дети брошенные. -Как это? – смотрю недоверчиво.- Почему? В новом зеркале отражаются огни домов-коробок и бледный блин луны. - Когда у мамы рождаются больные дети, их бросают. Настя выуживает из-под подушки пачку печенья. - Больные дети никому не нужны. Их сюда привозят. В этом доме все нужны. - Почему? - У родителей родятся новые здоровые дети, а мы будем тут жить. Все равно умрем. А здоровые дети будут жить долго. - Врешь ты все!- поворачиваюсь к зеркалу. – У меня ничего не болит. Я тоже буду жить долго. Вот увидишь. И ты будешь. Мы же во сне живем. Правда?
*** Снится сон. Или два сна сразу. Провожу рукой по бритой голове. Утро. Солнце со стены тянется лучами прямо к затылку. - Ненавижу утро! Просыпаюсь от шороха, шепота, бормотания. Смотрю сквозь ресницы. - Почему ты Джедай? – кажется, шепчу тоже. – Нормального имени не было? У тебя даже ножа нет, не то, что меча. - А зачем? – дует куда-то в подушку. – Лучше Джедаем сдохнуть. Ни одному человеку не давали вечной жизни. А меч –дело наживное. Жалюзи на окнах разрезают его лицо на несколько частей. Вижу только глаза. Темные. Провалиться в самую глубь, чтоб не выкарабкаться никогда. Остаться надолго. Бродить впотьмах, спотыкаясь, на ощупь, по запаху. Почти не дышать. Не чувствовать. Но солнце уже бьет в глаза. Зажмуриваюсь.
*** . Смотрю на себя в зеркало. Не смотрю, наблюдаю. За ресницами, за зрачками, за отросшим ежиком волос. Дома тоже было зеркало. Старое, резное, и стояло в спальне. По утрам и вечерам я разглядывала в нем свое отражение, пытаясь хоть на миг уловить что- то вчерашнее или даже позавчерашнее. Но отражение всегда было новым, каждый раз другим, не похожим на меня прошлую. - Мы с тобой в интернат поедем! - отец отделяет меня от зеркала всего на несколько шагов. – Собирайся, ладно? Он загораживает спиной вещи-отражения. Я даже пытаюсь привстать на цыпочки, чтобы заглянуть ему через плечо. – Тебе там понравится, Марыся- он смотрит куда-то поверх моей головы. Мимо зеркала, мимо стены, куда-то на отрывной календарь, чуть шевелит губами, шепотом подсчитывая дни отъезда. - Почему? - силюсь рассмотреть в зеркале хотя бы дверцу шкафа. – Обязательно надо? - Конечно, надо. Там детей много. Ты играть будешь. Тыкаюсь носом в его клетчатую рубашку. На мгновение зеркало выглядывает у него из-за плеча. Складки рубашки морщатся и горбятся. - Так лучше будет- он осторожно отодвигает меня за плечи. – Понимаешь?
*** Как понимают суть бытия. Для чего? Или почему? Делят на желаемое и достигаемое, складывают в одну ровную линию, рисуют по стеклу пальцем, рассматривая, как на запотевшем окне проступают выпуклости и неровности. - Джедай уходит!- Настя нащупывает в темноте мою руку. – Совсем. - Как? – кажется, даже давлюсь темнотой. Она комом подступает к горлу и не дает дышать. - Завтра выпускной. Тысячи дорог открываются, забыла? Джедай ночью уходит. За ним никто не приедет. У него же нет никого. Мать его в камере хранения на вокзале оставила. Охрана нашла. С тех пор он здесь. Один. - А мы? – ком отступает, ползет ниже, упирается в стенки сердца. Тут-тук! Дин-дон! - А мы тут. Хочешь, с ним иди. - Он не звал,- небо белеет в оконных листах. – Некуда звать потому что- Настя укрывается волосами. – Некуда- это хуже, чем есть куда. Есть куда- это ерунда будничная. А тут в неизвестность уходишь.
*** Таешь на прощание. То ли белым, белесым облаком на синеве неба. То ли дымкой, едва заметной, уже у самых ворот оглядываешься на окна. - Напишешь? – подмигиваешь моим пальцам на стекле. – Письмо или открытку? - Наверное. Только еще не знаю о чем. Может быть, даже перепишу заново Астрид, но тебе будет неинтересно. - Главное, что напишешь- рот кривится в улыбке. - Обязательно о Фрекен Бок, которая будет сидеть на диете.Я выдумаю, веришь? Все, что тебе интересно. Сегодня или завтра. А потом, не знаю.
*** Свернусь калачиком в конце коридора у двери с зигзагами молний и оскалами черепов. Согнусь в три погибели. Не вздохнуть, не выдохнуть. Просто быть белым на черном или синем линолеуме. Пятном или тряпкой. Бесцветной лужей растаявшего шарика мороженого.
*** - Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему- проговаривали, бросая в могилу горсть земли. По очереди. Шли цепочкой, как будто по команде, боясь шагнуть в сторону или наступить на камень, - Тихо Эмиль умер - тетя Настя оглядывается на Марью Ивановну.- Совсем не так, как жил. Правда? Марья Ивановна пожала плечами. Перекрестилась дрожащей рукой, поклонилась. - А я говорила, что у него даже ножа нет, а тут целый магазин. Улыбнулась, оперлась на трость, глянула в темные спины. И вдруг засмеялась. Громко, запрокидывая голову и оседая на пожелтевшую траву. Запричитала тут же , закричала, сдернула с головы платок, расстегнула пуговицы старого пальто, отбиваясь от подбежавших , брызгала слюной и захлебываясь . - Не надоооо!
*** А на большой стене пастушок играл на дудочке. Облака-барашки смотрели на него, задрав головы, и, кажется, даже кивали в такт музыке, перебирали тонкими ногами по зеленой траве неба, обжигались о лучи солнца, бежали куда-то в конец стены, прятались за дверями и блеяли тихо и жалобно. - Ты откуда здесь? … |