|
 |
 |
 |
p(tash)ka  
/ раз
|
Катынь |
---|
Приозерная зябкость сквозь сосны вливается в синь, и удвоен испуг, как в воде, в мысли «что будет с ними, в час, когда пропадет сей вопрос вместе с тем, кто спросил, вслед за тьмою казнимых?»
Налипает апрельская липа на тяжесть подошв, я себя против воли приуготовляю к покою. Ах, нелепое тело, да небытие же – не дождь, не прикрыться рукою.
И не спросишь о цели, не взыщешь и не возопишь, на руках правоты дожидаться неправды не легче, а оскал перспективы настолько глумлив и бесстыж, что противно перечить.
Я у неба спросил бы, меня суждено ль опознать одному из коллег, в институтских кругах знаменитых.. Но огромные звезды назойливо лезли в глаза, торопясь заменить их.
|
© p(tash)ka |
Объём: 0.024 а.л.
Опубликовано: 15 04 2008
Рейтинг: 10.44
Просмотров: 3294
Голосов: 11
Раздел: Не определён
|
«Сад»
|
Цикл:
раз
|
«Чудеса»
|
Рекомендации: geekboy, Кицунэ Ли, Flame, oh_no_oh_my, ell, levitatcia
Клубная оценка: Нет оценки
Доминанта: Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
В сообществах: Квинтэссенция
|
Flame | 16-04-2008 06:51 №1 | Автор Группа: User | Обычно я не очень люблю произведения, жёстко привязанные к определённым событиям. Но этот стих замечателен и безотносительно к этой привязке. Впечатляет.
| nn | 16-04-2008 07:18 №2 | Автор Группа: Passive | Очень здорово выведен финал. Остальное - "тело" стиха - понравилось со второго прочтения, тк язык тяжелый, намеренно художественный. Вообще, браво, Таш!
L'amour dure trois ans | p(tash)ka | 16-04-2008 09:16 №3 | Хранитель Группа: Passive | Боялась, что это стихотворение затопят молчанием. Спасибо большое за внимание) Flame, я думала об абстрагировании, но в основе его именно это событие, и мне хотелось сказать о Катыни. nn, мне никак не избавиться от колгот ы в синтаксисе) Говорят, это происходит уже совсем потом, как там.. Нельзя не впасть к концу как в ересь В неслыханную простоту Гик, насчет риторики соглашусь, строка много ломалась и этот "сей".. еще раз спасибо всем я заправила шестой удар в строчке про липу, теперь опрятней | Кицунэ Ли | 16-04-2008 20:12 №4 | Автор Группа: Passive | все уже сказали, собственно или это просто слова нейдут...
Любить людей трудно, а не любить - страшно (с) Flame. | p(tash)ka | 16-04-2008 20:41 №5 | Хранитель Группа: Passive | | Бродяжка | 16-04-2008 22:55 №6 | Автор Группа: Passive | согласна с НН, читается тяжело. но оно того стОит
Скамья подсудимых всегда полна - мы, по крайней мере, в этом равны, Но если каждый из нас возьмет вину на себя, то на всех не хватит вины. (с, БГ) | p(tash)ka | 19-04-2008 15:35 №7 | Хранитель Группа: Passive | | doublegeeks version 1.4 | 15-06-2008 19:41 №8 | Забанен Группа: Passive | приуготовляю
постоянно строка всплывает
| Русский алфавит | 04-02-2010 17:18 №9 | Уснувший Группа: Passive | Вообще о таких сюжетах лучше молчать, чем говорить. Но раз сам напросился, а добрая (заблудшая) душа Вайоминг сюда привел, то уж не обессудьте:
1. формат – экспериментальная рецензия. 2. цель – доказать то, чего в тексте, может, и нет, а читателям покажется бредом. Но пускай мысль попетляет по бисеру. 3. обращаюсь не к автору, а к читателям текста стихотворения. _______________________________
Кто такая/такой/такое п(таш)ка – понятия не имею. Учитывая количество клоунирован-ных товарищей в сетевой поэзии, представляю себе, что говорю со стенкой.
Историческую основу анализировать не будем. Что такое Катынь (Хотынь) можно прочитать где вашей душе угодно (благо и автор ссылки оставил (почему-то все же кажется, что это мужчина)), но, как говорил профессор Преображенский, «не читайте никаких га-зет, а в особенности – советских».
Вопрос первый: образная система.
К теме репрессий после второй мировой обращались многие. Но стиль в целом напоминает не Вознесенского или Евтушенко, а скорее – Мандельштама и (отчасти) внебрачного пасынка и тезку его - Бродского. Та же медлительная метафорическая вязкость (что ни строчка, то – ИЗО), ряд образов с мандельштамовской семантикой (особо – все, что связа-но с толкованием пространства как субъекта текста в авторской рефлексии). Если пересматривать образную систему в целом, то явно бросается в глаза следующее: 1. «огромные звезды назойливо лезли в глаза» - с мясом перенесено из ОЭ 20-ых годов («Последней звезды безболезненно гаснет укол», «Своей булавкой заржавленной достанет меня звезда», «В плетенку рогожи глядели колючие звезды», «С собакой впереди идти под солью звезд» - на последнее особое внимание). 2. «оскал перспективы» - «пространство», «перспектива», «горизонт», «пейзаж» - столь высокий уровень абстрагирования от изображаемого субъекта-объекта свойствен в рус-ской поэзии для «еврейского» ее русла (многовековые упражнения в кабалистике приучили сознание мыслить весьма тяжелыми категориями). «Оскал» - образ имплицитно свой-ственный М. – оскал как улыбка хищного зверя, преимущественно – волка («Мне на плечи кидается век-волкодав»). 3. «небытие же – не дождь // не прикрыться рукою» - вспоминается «Города не прячутся от дождя в подъездах» Бродского. 4. «я себя против воли приуготовляю к покою», «противно перечить» - настроение спокойного, в духе греческих героев умирания словно перенесено из «Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, ни кровавых костей в колесе…» - благородный эпос. Отсутствие спешки, равнодушие, взгляд на собственное мертвое тело даже не с высоты птичьего по-лета, а из космоса. Этой же цели служит и лексика, и синтаксис: тяжеловесные, высокоштильные лексемы (приуготовляю, перечить, возопишь), пространные сложноподчиненные конструкции, усиливаемые к тому же из текста кинестетическими образами-якорями: «вливается», «налипает… тяжесть». Не забудем и о 5-стопном дактиле. 5. в первых двух строфах налицо и акмеистическая предметная детализация пространства.
Вывод 1. Автор текста – Мандельштам. Воскрес в авторе. Если судить по всему корпусу текстов, имеющихся на сайте – неоднократно.
Следующий вопрос: лирический субъект.
От чьего лица ведется повествование? 1. казненный поляк – «Я у неба спросил бы, меня суждено ль опознать» 2. стороннее, «третье» лицо, образ автора – «что будет с ними». Субъект лишен пространственных и временных характеристик, а точнее – эти характе-ристики раздроблены и перемешаны до инфинитивного состояния. Основной показатель – глагольные формы: сослагательное наклонение («Я у неба спросил бы»), инфинитивы («противно перечить»), 2-е лицо будущего(!) времени («И не спросишь о цели, не взыщешь и не возопишь»), по семантике так же приближенное к неопределенности. В синтаксисе – обилие односоставных предложений. «Изъявительность» в весьма небольшой степени присутствует в первых двух строфах в виде актуального настоящего времени, ослабляемого отвлеченностью номинативной лексики (зябкость, синь, испуг). То же строение возвращается в последних двух строках. Включена в эту игру со временем и звукопись. Самый элегантный фрагмент – «Ах, не-лепое тело, да небытие же – не дождь». Автор создает полную иллюзию смерти не только лирического субъекта, но, по-видимому, и автора: «в час, когда пропадет сей вопрос вместе с тем, кто спросил»
Вывод 2. Все умерли.
Вопрос последний: об одном эпитете.
«меня суждено ль опознать одному из коллег, в институтских кругах знаменитых»
А, собственно, при чем тут институт? Два варианта, на которых традиционная и психически вменяемая рецензия и заканчивается: 1. среди «казнимых» присутствовали, конечно, не только военные, но и представители польской интеллигенции, в том числе и научной. Стихотворение, и так детально привязанное к конкретному событию, сужается с 20000 человек уже до нескольких десятков профессоров??? 2. «институтские круги» - исследователи вопроса, те, кому по должности и штатному расписанию положено восстановить историческую справедливость, опознав и убитых, и убийц? Возможно. С учетом того, что количество опознанных «хотынцев» до сих пор далеко от абсолюта – вопрос имеет место быть, но – сомневаюсь. ________________________
Далее начинаем бредить, забываем прекрасный текст и приступаем к копошению в сегодняшнем дурдоме. Зачем выдергивать из колоссального исторического события одну, не самую важную, но привлекающую внимание деталь (не забудем еще и «апрельскую липу»)? Смерть автора в сети понимается весьма оригинально. Не удивлюсь, если автор текста проводит параллель между «миллионами убитых задешево» и т.н. сетевыми поэтами, от-копать имена которых лет через 50 станет также невозможно, как и в братской могиле. Подозрительное большое количество ников на лит.сайтах непрерывно ругается матом, а потом вдруг начинает рассуждать об изводах славянской письменности. Все обращаются друг к другу как старые знакомые. Все преподают в вузах. Все то забывают стихи, которые любой троешник в средненькой школе обязан знать, то начинают пачками цитировать далеко не самых известных авторов. Меня давно и серьезно мучают смутные сомнения: на какой же птицеферме живет автор (п(таш)ка), рецензент и сам текст. Но сей вопрос еще следует обмозговать, да и бан как-то в мои планы пока не входит.
Вывод 3. Спасибо автору (кто бы он/она/оно ни был/а/о) за текст. С пожеланием творческих успехов. Тексту +4.
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | levitatcia | 05-02-2010 12:12 №10 | Автор Группа: Passive | Русский алфавит, нееее, копайте глубже! это с мясом сетевого поэта Шекспира, который, как известно, и не поэт вовсе, а никнейм, под коим клоунированные товарищи (они же стенка) творили. "ее глаза на звезды не похожи"(с) - прямо как для Вас писано. вот ведь как бывает: нежданно всплывают и "липкая липа" и "приуготовляю к покою". воистину всякая тварь для чего-то пригодна и всякая суета не напрасна
| levitatcia | 05-02-2010 13:11 №11 | Автор Группа: Passive | вернулась. мне кажется, стоит отметить, что "цепляет" именно понятностью (некоторой даже затертостью) образов. очень атмосферное и в то же время очень доходчивое что-то. как будто мысленно мной уже сотни раз прокрученное. знакомое, одним словом. как следствие - "свободное от страха"
| labarumrus | 20-03-2011 12:05 №12 | Уснувший Группа: Passive | Образность художественной речи должна вызывать катарсис, очищение. Прочитал стих, словно омылся холодной синей водой. Что тут скажешь, если интеллигентного человека привести на расстрел, много чего он успеет подметить в природе и в себе:)
К форме замечаний нет, смысл - две заключительные строфы перессказывать прозой долго... Главное, и событийная канва ( сопряжение в апреле времени Катыни и "сегодняшнего" времени лир. героя), и слог, и рифмы, и замысел - все на профессиональном высоком уровне.
Шутливое замечание:
Это редкое явление, но я лично встречал двух девушек, пишущих достойные мужского внимания стихи ( у поэзии прекрасное лицо Афродиты, но мозг-то мужской, как у Афины), теперь знаю еще одну такую фемину:)
|
|
|
|