|
|
|
|
Roni Fox  
/ Публицистика
|
Исчезнувший город |
---|
В Литве с 1994 года 23 сентября отмечается День памяти геноцида евреев. В этот день в 1943 году были жестоко убиты последние узники вильнюсского гетто. А в сентябре 1941 происходили и другие кровавые события, во время которых погибла большая часть еврейского населения Литвы. В эти дни жертвами гитлеровцев стали и евреи, жившие в Шальчининкском районе.
Жестокие цифры До войны в Европе было 11 миллионов евреев. На территории Германии и стран-союзниц в 1941-1945 г. было уничтожено 6 миллионов – более половины. Что касается Литвы, здесь цифры еще страшнее. Разные источники указывают, что в довоенной Литве число жителей еврейской национальности достигало от 200 до 240 тысяч. Из них остались в живых – успели уехать в первые дни войны, спрятались или дожили до конца войны в концлагерях – примерно 20 тысяч. Точных данных нет, но все исследователи сходятся в одном: в годы войны в Литве и других странах Европы погибло около 90 процентов евреев Литвы. Это намного больше, чем в других европейских странах. До сих пор историографы исследовали в основном общую историю холокоста, гибель вильнюсских и каунасских евреев, сотрудничество жителей Литвы с нацистами. Но процесс уничтожения евреев в провинции еще малоисследован, хотя массовые убийства происходили на всей территории Литвы. В 226 местах в Литве появились места захоронения евреев. Только в городках и деревнях вильнюсского края были убиты 39 747 человек, в основном – евреи. Трагедия не обошла стороной и Шальчининкский* район. В начале осени 1941 года нацисты уничтожили еврейские общины в Девянишкес, Яшюнай. В Шальчининкай погибло около 1000 евреев. Но больше всего пострадали жители Эйшишкес**.
Еврейская община в Эйшишкес Есть мнение, что в Эйшишкес изгнанные из Киева евреи поселились в конце 12 века, что это первый город Литвы, в котором они стали жить. Еврейская община давно стала неотъемлемой частью жизни Эйшишкес. Уже в 18 веке евреи составляли более половины жителей городка. Евреи здесь занимались не только ремеслами, торговлей, но и сельским хозяйством. В конце 19 – начале 20 века город быстро разрастался, основная часть населения были евреи. Старые эйшишчане вспоминают, что среди них были брадобреи, сапожники, другие ремесленники, много владельцев магазинов. 30-е годы прошлого столетия (Эйшишкес тогда был в составе Польши) евреям принадлежало около 46 гектаров земли за чертой города. Есть мнение, что у них было коллективное хозяйство. Накануне Второй мировой войны в Эйшишкес процветали не только ремесла и торговля, на высоком уровне была и еврейская культура. Здесь были хедеры (религиозные школы), синагога, центр культуры, где даже был свой театр. Жители других национальностей не были настроены против евреев, все жили мирно. Жительница Эйшишкес Станислава, которой в начале войны было семь лет, вспоминает, что отношения между поляками и евреями были хорошие, семьи поздравляли друг друга с религиозными праздниками, ходили друг к другу в гости.
Трагедия Эйшишкес Трудно описать словами трагедию этого городка. В 1940 – 1941 годах многие эйшишчане попали в тюрьмы и ссылку, а 25-26 сентября 1941 года гитлеровцы в двух местах рядом с Эйшишкес расстреляли 3446 евреев. В одном месте стреляли мужчин, в другом – женщин и детей. Жертвы убийства были похоронены в неглубоких ямах. О трагических событиях рассказала жительница Эйшишкес Зофия Венцкевич. Сама она практически ничего не помнит, так как в то время была еще совсем маленькая. Но от своих близких слышала, что 25 сентября 1941 года по центральной улице городка (ул. Вильняус) вели несколько тысяч евреев. Это происходило очень долго. Люди не сопротивлялись, шли спокойно и послушно, хотя охранников было немного. Дедушка Зофии подошел к одному из нацистских помощников, местному жителю, и пристыдил его, за что получил удар нагайкой. Другие жители, видимо, запуганные нацистами, не вмешивались… В эти дни погибли почти все эйшишкские евреи. Позже Зофия училась в одном классе и дружила с девочкой – одной из немногих, кому удалось спастись. Перед кровавыми событиями отец Ирис (Ицле) Конюховской убежал с ней в лес. Мать девочки прятаться отказалась и погибла вместе с другими. Отец Ирис позже эмигрировал в Израиль, а она сама уехала в Польшу, там вышла замуж, и теперь тоже проживает в Израиле. Старые подруги переписываются. Ирис в своих письмах вспоминает школьные годы, пишет о себе – она уже на пенсии, у нее четыре внука и внучка. Пишет она и о том, что с Эйшишкес у нее связано очень много, и радостного, и горького.
(Вложение #4574 удалено) Ирис Конюховская (Маковски), одна из немногих, кому удалось спастись. (Фото из личного альбома З.Венцкевич) Про Эйшишкес знают не только в ЛитвеВ 1993 году в Вашингтоне был основан Музей памяти холокоста Соединенных Штатов. В одном из его залов все стены завешаны фотографиями. Более 300 фотографий, на которых люди смеются, обнимаются, позируют у своих домов, держат на руках детей… Это фотографии эйшишкских евреев, сделанные в 1890-1940 годах в одном из фотосалонов городка. Сами люди не пережили войну, лишь немногим удалось спастись – эмигрировать или спрятаться. В зале висит табличка с надписью – сегодня в Эйшишкес нет ни одного еврея. Людей давно нет, а их фотографии занимают все стены музейного зала. Это заслуга профессора Нью-Йоркского Бруклинского колледжа, специалиста по истории и культуре Восточной Европы, исследовательницы холокоста Яффы Элиах. Она сама родилась в Эйшишкес и чудом уцелела во время катастрофы. Профессор искала уцелевших евреев по всему миру, собрала эти фотографии. Кроме того, она 17 лет собирала материал для своей книги «Исчезнувший мир» (“There Once Was a World”). Эта книга – настоящая энциклопедия жизни Эйшишкес, из которой можно узнать много интересного об истории городка, о жизни и быте евреев – как они зарабатывали на жизнь, что ели в будни и в праздники, как относились к семье и воспитанию детей – словом, все о маленьком исчезнувшем мире. По этой книге был снят документальный фильм.
Эйшишкес сегодня
(Вложение #4575 удалено) Мемориальный камень на месте расстрела женщин и детей. «Здесь палачи нацисты и их местные помощники 25-26 сентября 1941 года жестоко убили около 2500 женщин и детей из Эйшишкес и окрестных деревень». Эти слова на трех языках – иврите, английском и литовском – написаны на одном из мемориалов недалеко от эйшишкского кладбища. Еще один мемориал установлен в другом месте массового уничтожения, в конце улицы Йоно Пауляус II – там были уничтожены мужчины. Но не только эти памятники напоминают об исчезнувшем мире. В Эйшишкес сохранилось немало еврейских домов. В одном таком доме сейчас полицейский участок, в другом – цветочный магазин… В городке есть и старое еврейское кладбище. К сожалению, не сохранилось здание синагоги – в советское время оно было перестроено под спортивный зал. Остались только фрагменты фундамента и стен. Местные жители обратили внимание, что каждую осень в Эйшишкес приезжает группа людей из-за границы. Они поселяются в гостинице, ведут себя очень тихо. Навещают места массовых захоронений, и каждый у памятника оставляет камушек. По еврейским обычаям, это значит, что человека, который здесь похоронен, помнят и чтут. Они помнят. Помнит и весь мир. Историк и философ И.Бауэр говорил: «Помнить о холокосте необходимо, чтобы наши дети никогда не стали жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
Фотографии из музея памяти холокоста США (Вложение #4571 удалено) Люба Гинунски (справа) с сестрой Голдой. Люба уехала в Россию и спаслась. Голда, ее муж и дети погибли в сентябре 1941 г.
(Вложение #4572 удалено) Шейна Каценеленбойген, одна из ведущих еврейских актрис. Была убита в сентябре 1941 г.
(Вложение #4573 удалено) Дора Злотник с племянниками, детьми Менухая Шешко. Дети погибли во время массового расстрела.
* Шальчининкай – городок на юго-востоке Литвы, 45 км от Вильнюса, у границы с Беларусью. ** Девянишкес, Яшюнай, Эйшишкес – маленькие городки в Шальчининкском районе, где до войны были большие еврейские общины. |
© Roni Fox |
Объём: 0.196 а.л.
Опубликовано: 11 05 2007
Рейтинг: 10.34
Просмотров: 7617
Голосов: 9
Раздел: Не определён
|
|
Цикл:
Публицистика
|
|
Рекомендации: Пумяух**
Клубная оценка: Нет оценки
Доминанта: Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
В сообществах: Конкурсы Прозы
|
shelly | 11-05-2007 07:27 №1 | Автор Группа: Passive | Иногда мне сложно понять, почему выделяют одну единственную нацию как самую жертвенную. Взять те же концлагеря, где сотни тысяч людей уничтожались в камерах пыток и крематориях. Было много всяких народов. Много русских погибло. Миллионы. В мире вспоминают жертвы Холокоста и гетто забывая о русских, греках, поляках, украинцах, белорусах. О выженных деревнях, о казнях в селах, о массовом сожжении в домах и т.д. на территории СССР.
В память о событиях ВОВ хочется вспомнить и помянуть всех тех, кто воевал и кто был загублен фашистами. Вне зависимости от национальности.
Хочешь избежать критики - ничего не делай, ничего не говори и будь никем. © | Летящая | 11-05-2007 10:15 №2 | Уснувший Группа: Passive | Человек написал о том, что было понятно и близко именно ему... Не обязательно писать о вселенском масштабе пережитого горя... Даже самый маленький кусочек большой трагедии - это сама трагедия. Страничка во многотомнике.Но разве от этого она менее ценна?
Я из тех, кому не наплевать. | Muirhead-Ъ | 11-05-2007 10:25 №3 | Викинг Группа: Passive | Голос!
Позаботься о Лулу… о моей крошке… | Ambidexter | 11-05-2007 16:19 №4 | Автор Группа: Passive | Интересно. У меня было два деда, как и у всех, да? По отцовской линии - благодаря ему я спас свою шкуру живу в Израиле, второй - русский, мало того (ирония судьбы), этнограф-арабист, он погиб в первые дни войны, на фронте. Снаряд угодил прямиком в их окоп. Впрочем, еврейского деда я тоже не застал. И мне скушно высчитывать, к кому я скорее отношусь, к русским или евреям. shelly, это я к тому, что никто не может (а зачастую и не хочет) отдавать предпочтение какой-то одной национальности. Скажем, американские школьники по большей части совершенно уверены, что во Второй Мировой победила Америка... Читай только то, что подчеркнуто красным карандашом. У нас мало времени. © Тарковский, "Зеркало" | Roni Fox | 11-05-2007 19:42 №5 | Автор Группа: Passive | Ambidexter, не только скушно, но и вообще, какой смысл над этим вопросом париться? :) shelly, потому это и называется мировая война, что нет, наверное, ни одной нации, которая вообще не пострадала бы, включая и самих немцев. И я никого не выделяю, а пишу о том, о чем лучше и больше знаю. Хотя, если говорить о Литве, здесь действительно больше всех пострадали евреи - их почти не осталось. А этот уголок Литвы вообще забыт - я не нашла ничего, кроме вот этой книги Яффы Элиах, которую упоминаю. А поскольку я здесь живу, мне не безразлично... Летящая, Muirhead-Ъ, спасибо. Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974 | Мишель | 11-05-2007 23:48 №6 | Победитель конкурса к Дню Победы Группа: Passive | Заслуженный голос!
Литература- не прокуратура. Писать надо о том, от чего не спится по ночам.... | shelly | 12-05-2007 01:13 №7 | Автор Группа: Passive | Я наверное была не совсем корректна в выражении. Дело в том, что мне очень жаль всех стариков ветеранов и жаль тех, кто остался лежать в могилах неизвестными. Жаль, потому что: нельзя, невозможно написать о судьбе каждого из них. И стыдно за время в котором они живут сейчас. И больно. И мой отзыв был слишком эмоциональным. Не обижайтесь.
Хочешь избежать критики - ничего не делай, ничего не говори и будь никем. © | Ambidexter | 12-05-2007 12:18 №8 | Автор Группа: Passive | Да не, никто и не обижается. Просто такая тема... ну шибко деликатная, вечно, если спор возникает на эту тему, начинаются шумные баталии. Это неизбежно, что уж поделать.
Читай только то, что подчеркнуто красным карандашом. У нас мало времени. © Тарковский, "Зеркало" | Roni Fox | 12-05-2007 23:31 №9 | Автор Группа: Passive | Ну, раз Амби сказал, что никто не обижается, значит, так и есть )) shelly, да я на самом деле не обижаюсь. А споры и баталии - ну просто не вижу, из-за чего. Я тоже никого не хотела задеть. Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974 | Сэр | 16-05-2007 16:38 №10 | Автор Группа: Passive | С одной стороны еврейский вопрос вроде избитый. Это в отношении к ним не только во второй мировой войне,да и в любых войнах...Но вопрос этот решается оочень просто! Подсказать? Все знают быт сороковых годов? Ну представь на минутку,что это у тебя жёлтая "звезда Давида",и ты её снять не можешь,иначе смерть,а другие ходят спокойно ничего не боятся.В один прекрасный момент,ночью тебя садят в машину,с такими же,как ты,и куда-то везут,долго,долго.Привезли,к какому то оврагу,ты заглянул во внутрь...И...ничего не увидел...Ты уже один из тех,кто там лежит.Можем посмотреть на эту проблему с другой стороны:у тебя любимый(ая)носит Звезду,но у вас дети...И в один пркрасный день,ты остался(ась)один(одна)а дети сиротами...
ДЕД | Ambidexter | 16-05-2007 18:26 №11 | Автор Группа: Passive | - очень достойная иллюстрация к еврейскому (чеченскому, цыганскому, etc.) вопросу. Читай только то, что подчеркнуто красным карандашом. У нас мало времени. © Тарковский, "Зеркало" | Roni Fox | 16-05-2007 21:14 №12 | Автор Группа: Passive | Амби, да.
Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974 | grisha1974 | 07-09-2007 00:01 №13 | Автор Группа: Passive | Люба, Голос без раздумий, хотя задуматься есть над чем.
| Roni Fox | 23-09-2007 18:12 №14 | Автор Группа: Passive | grisha1974, "голос, хотя задуматься есть над чем"... Хм... Если можно, поподробнее? Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974 | Зьміцер Александровіч | 30-04-2008 04:57 №15 | Автор Группа: Passive | Мне захотелось ответить на вопрос: Иногда мне сложно понять, почему выделяют одну единственную нацию как самую жертвенную. Взять те же концлагеря, где сотни тысяч людей уничтожались в камерах пыток и крематориях. Да потому выделяют, что в 20 веке эта нация реально оказалась самой жертвенной. И в тех же концлагерях большинство уничтоженных составляли именно евреи. А еще потому, что нацисты убивали поляка, белоруса или русского, если те оказывали сопротивление. А евреев - за то, что они евреи. Вдумайтесь. Автор не этнографических красот ради рассказывает нам историю своего края. Когда в 20 веке за считанные годы коренным образом меняется этнический состав населения целого района, за этим не может не стоять трагедия десятков и сотен тысяч. Теперь вопросы и замечания автору. 1. Почему удалены фотографии? 2. На территории Германии и стран-союзниц в 1941-1945 г. было уничтожено 6 миллионов – более половины. Массовое уничтожение еврейского населения происходило не на территории союзниц Германии - положение евреев в Италии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Финляндии было относительно сносным. Злодейства совершались прежде всего на оккупированных территориях - Польши, Литвы, Беларуси, Украины. 3. Поскольку вы рассказываете о сороковых годах, я бы посоветовал использовать топонимику тех времен: Виленский край, Солечники и т.п. 4. В 226 местах в Литве появились места захоронения евреев. Местах - места. 5. В 1940 – 1941 годах многие эйшишчане попали в тюрьмы и ссылку Здесь требуются пояснения: не все знают или помнят, что в эти годы Виленский край вошел в состав СССР. Сталинские репрессии в Прибалтике и Зап. Беларуси - отдельная тема, ее надо или раскрывать, или не стоит касаться. Общее впечатление: статья нужная, напоминание о Холокосте никогда лишним не бывает. Хотелось бы более объемного материала, а от автора - больше публицистичности. С уважением Non numeranda sed ponderanda argumenta | Roni Fox | 30-04-2008 11:37 №16 | Автор Группа: Passive | Зьміцер Александровіч, спасибо за отзыв. Попытаюсь ответить на вопросы. 1. Что с фотографиями, не знаю, они как-то сами исчезли. Давно сюда не заглядывала и не видела. Попытаюсь восстановить. 2. Возможно, относительно сносным положение было в тех странах, где не проживало так много евреев. Когда была в Болгарии, специально интересовалась. Там евреев было мало, поэтому и таких страшных событий не было. Впрочем, вы меня заставили задуматься. 3. Об этом, честно, я не подумала. И поскольку этот материал публиковался в районной газете, оставила официальные названия. 5. Забыла, что не все знают) Исправлюсь. И последнее. Более объемный материал готовлю. Даже этот будет переделан и дополнен. Есть еще на эту тему, но тоже для райгазеты, надо переработать. Спасибо за пожелания. Буду стараться. Потому что мне эта тема не безразлична. Сообщение правил Roni Fox, 30-04-2008 11:38 Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974 | Зьміцер Александровіч | 01-05-2008 05:45 №17 | Автор Группа: Passive | Знаете сухая констатация страшных фактов - это тоже литературный прием. Но в контексте политической ситуации в Литве мне казалось бы нелишним заострить вопрос участия в массовых злодеяниях именно местных колаборационистов. Чтоб некоторых помучила-таки совесть, и стало стыдно за их дедов из легиона СС.
Non numeranda sed ponderanda argumenta | Пумяух** | 13-11-2008 03:38 №18 | Автор Группа: Passive | У меня подруга работает в "Яд ва Шем" Могу переслать ей ссылку
| Пумяух** | 13-11-2008 04:08 №19 | Автор Группа: Passive | =Иногда мне сложно понять, почему выделяют одну единственную нацию как самую жертвенную.
1. Потому, что только евреев и еще цыган убивали ТОЛьКО за национальность. Да, убивали и русских и поляков и французов, но у представителей всех народов был шанс выжить. У евреев, попавших в лапы к фашистам, - практически никаких. 2. А кто, где и когда говорил, что убивали ТОЛьКО евреев? Во всяком случае, в статье Roni Fox такого точно не написано. 3. Но стоит кому-то заговорить о массовом уничтожении евреев, как тут же находится кто-то, задающий вопрос: "А почему Вы говорите о евреях?"
| Roni Fox | 13-11-2008 09:40 №20 | Автор Группа: Passive | Пумяух**, спасибо за отзыв и понимание. Насчет "Яд ва Шем" - неплохо было бы... У меня есть и будут еще статьи на схожие темы - о Праведниках мира, о евреях партизанах в нашем районе. Они печатаются в нашей местной газете, которая в Израиль тоже попадает - шеф часто ездит. Но до "Яд ва Шем" вряд ли доходят... Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974 |
|
|
|