В безвременье космических полётов – страшный штиль. Ни плеска волн, ни солёного ветра, ни даже смены дня и ночи; в иллюминаторе картина всегда одна: бесконечная пустая комната с далёкими свечами пугливых звёзд. Расширенная Теория относительности учит, что превзойти скорость света можно, только перемещаясь во времени, и потому, если на далёкой планете вас ждут друзья, нужно сделать два прыжка: сначала в пустоту и в прошлое, а затем, накопив сил, к точке назначения – прямо сейчас. Тысячи почтовых модулей путешествуют так от Матери до самых отдалённых планет, ежедневно доставляя всю, даже электронную корреспонденцию. В прошлом же, в дороге – нет связи, ни весточки, ни письма. Для утоления скуки в дальний путь берут записи – музыку, фильмы, романы, ещё не прочитанные журнальные статьи. Но сложно записать чувство и вместе увлечься событием, дома не устаревшим ни на секунду, но в пространстве одного корабля – покрывшимся пылью и мохом. Тщета проводимого времени угнетает, особенно людей неподготовленных, и события хочется творить. Малый звёздный корабль «Серебро Авроры» четвёртый месяц лежал в дрейфе, прицепившись своим парусом – резонатором на когерентных гравитонах – к одному из течений тёмной материи, и несколько дней спустя планировал совершить второй прыжок в пространстве и времени и достигнуть порта назначения. Корабль был похож на плоское солнце с четырьмя толстыми, длинными лучами-лепестками, как в азбуке рисуют детям. Круглое жёсткое донце кораблика – его парус и запас энергии, прозрачный торец – большой иллюминатор-глаз, чистый, как сапфир, но прочнее алмаза. Лепестки-каюты были со стенками округлыми, словно надутыми изнутри, и блестели, как серебряное зеркало. Два лепестка были жилыми каютами с койками вдоль стен и шкафом. В одной из кают был даже небольшой деревянный туалетный столик с зеркалом, духами на полках и с ожерельями, но жильцов нигде не было, и свет был потушен. Другой лепесток был отсеком для грузов. Разделённые узким проходом, в темноте ютились от пола и до потолка уложенные штабелями коробки необходимых вещей, нужных в полёте и дома. В грузовом отсеке очень не хватало пыли. В четвёртом лепестке – кухонька, стол, который сойдёт и как операционный, ведь рядом – шкаф автоматической медицинской системы. А в конце коридора, за дверкой – маленький санузел. Но и здесь никого нет. Экипаж и пассажиры, всего четыре человека, собрались под стеклянным иллюминатором в рубке корабля, по совместительству – кают-компании. В кресле, закинув ногу на ногу и держа ладонь на затылке, сидел Семён, владелец корабля; это был его первый полёт. У него было худое, но длинное тело с как будто муравьиными, длинными членами. Голова держалась на тонкой шее, серые глаза глядели восторженно, хотя один из них мелко подрагивал, чуть скашивая на себя округлую морщинистую щёку. Округлость кожистых щёк объяснялась широкой улыбкой на лице Семёна. Он был доволен и открыт, и не мог не выражать своего расположения к миру сильной жестикуляцией. Он наклонялся вперёд, взяв себя за колени, переставлял под собой ноги, откидывался на спинку кресла. Рядом с ним расположился капитан корабля, Натан Фёдорович. Это был мужчина с маленьким, словно отнятым у подростка телом и большой, как у бульдога, головой. Его висков уже коснулась седина, а в близко посаженных глазах читалась затаённая грусть. Капитан был спокойнее Семёна. Он сдержанно улыбался, растягивая узкие губы и показывая меленький ряд зубов, и совершенно не шевелился. Капитан не забывал и о своих обязанностях. Услышав писк информатора, он отвлёкся и обернулся к мониторам, чтобы заметить сообщение о регистрации дроблёного радиосигнала. Сигнал был похож на цифровое сообщение, но его кодировка была неизвестна, да и от кого получать сообщения в вековой пустоте. Натан Фёдорович решил разобраться с этим позже и снова стал тихим, но благодарным зрителем, обратившись во внимание и слух. По полу каюты стелился туман; ультразвуком его выбивали из ёмкости с водой. Поднимаясь, клочья холодного пара конденсировались на стекле иллюминатора, мутном от собирающихся капель, чистых, как первая роса. То тут, то там потяжелевшая капля срывалась вниз, будто накрапывал настоящий дождь. В центре каюты, на небольшом возвышении стояли двое, девушка в белых одеждах и юноша в чёрных, на полголовы ниже её. Девушка – её звали Катериной – играла на скрипке. Одна из холодных капель упала ей на нос, и она с улыбкой тряхнула головой, блеснув из-под длинных и мокрых ресниц глазами и не прекращая играть. Юноша, Евгений, с листа читал свои стихи. Его белое лицо было строгим и спокойным, и только румянец на щеках да чёрные глаза-угольки под густыми чёрными бровями выдавали его увлечённость и его волнение. Женя был молод, стихи читал складно и с жаром, даже с гордостью. Их голоса, баритон Жени и пение скрипки, складывались и отражались друг от друга, играли от стены к стене, вязли в клочьях тумана. Они творили событие в бескрайней пустоте, событие творческое, тонкое, как натянутый волос, событие прекрасное.
Информатор запищал чуть настойчивее – противно, в диссонансе. Теперь Натан Фёдорович не смог промолчать и с виноватым видом прервал действо. – Кто-то догоняет нас. Корабль огромный и без стандартных маячков. Похоже, пытаются связаться с нами по радио, они в нескольких световых минутах от нас и сигнал приходит быстро, но он закодирован. – Мы в пустоте и на века в прошлом. Догоняющий корабль – это абсурд. – Наверное, тоже путешественники. Подлетят поближе, пригласим их на кофе. – А может, нас атакуют пираты? Хотят захватить наш корабль и набрать себе пополнение в команду. – Фи, пиратов не бывает. Капитан сидел в кресле, за пультом, остальные собрались за его спиной. Они, оживлённо переговариваясь, строили догадки о сущности и назначении приближающегося космического судна и поддерживали друг друга в самых фантастических из них. – Корабль подлетает очень быстро, но ещё не виден оптическими приборами, мы не можем его рассмотреть. Относительно космоса он всё-таки совсем маленький. В сорока секундах от нас.
Есть множество моделей космического вооружения. Это и лазеры, и ракеты с боеголовками, и различные виды таинственных излучений. Однако для выстрела лазера на орудии должна выделиться такая же энергия, как и при попадании, а значит, мощный импульс уничтожит самого нападающего, а вялый импульс – совсем не нужен, так как не причинит ущерба. Можно распределить нагрузку от лазера, фокусируя его на обшивке врага с помощью нескольких отражателей, но космические расстояния не позволяют удерживать цель в фокусе с достаточной точностью. Есть и варианты одноразовых орудий, например, отражателей с газовым лазером и термоядерной бомбой как источником энергии. Взрыв бомбы создаёт импульс, направляемый отражателем, отражатель сгорает, а импульс летит. Однако такое орудие очень требовательно и ненадёжно, как и управляемые ракеты. Ничего человечество не выдумало совершеннее пулемёта. Маленькие снаряды, разогнанные до космических скоростей, подобны самому страшному, плотному и бронебойному метеоритному дождю, настолько мелкому и пространному, что от этого потока – не убежать. «Серебро Авроры» расстреливали из пулемётов.
Снаряды, прилетающие из невидимого далёка – массой, тучей, роем, – прошивали корабль насквозь, от пола до потолка, и уходили в космос. Слоёные стенки кают-лепестков и боковин рубки имели пенообразующие реагенты между слоями; при попадании реагенты смешивались, плотная пена сразу заделывала пробоины. Снаряды, попавшие в жёсткий щит паруса, вязли в нём или пробивали тоже. Пули не удавалось заметить. Видно было только быстро затягивающиеся, всё умножающиеся дыры пробоин, слышен едкий запах ремонтной пены, на нервах и в груди играло тяжёлое крякание аварийной сирены. – Что происходит? – спросила Катерина, бегая глазами в поисках убежища. – Кэп, мы можем сделать прыжок? – Нет, – ответил кто-то за кэпа. – Расчёт не окончен, мы прыгнем прямо в звезду на миллион лет назад или куда-нибудь ещё. Испуганные люди повышали голос, но не доходили до суеты или крика. Они не знали, что делать и сколь опасно происходящее. Спрятаться от снарядов было негде, и никто не стал прятаться, оставаясь на местах, уповая на теорию вероятностей и ожидая финала. Атака закончилась через несколько секунд. Но люди не позволили установиться тишине даже на краткий миг. – Кэп, где они находятся? Можно ли от них оторваться? – спрашивал Женя. – Кэп, каковы повреждения корабля? Возможен ли прыжок, готовы ли расчеты? – сыпал вопросами вместе с ним Семён. – Кэп, – обратилась Катерина, подбегая к капитану. – Кэп ранен! Один из снарядов вошёл сидящему Натану Фёдоровичу в бедро и вышел у него из груди. Катерина схватила капитана за плечи и стала стаскивать его с кресла. Её белые одежды сразу замарались в крови. Женя бросился на соседнее кресло и обернулся к пульту. – Корабль более или менее цел. Посмотрю расчёты… – Кэп ранен! – кричал Семён, опустив руки. По полу шуршало тело капитана – девушка волокла его в сторону медицинского отсека. Под ошеломлённым, застывшим взглядом Семёна она подтянула кэпа к столу и стала пытаться его поднять. Ноги капитана торчали в рубке, и автоматическая дверь, закрываясь, сильно толкнула кэпа в бок и снова разошлась. Очнувшись, Семён кинулся помочь девушке. – Регистрирую аналоговый сигнал, – сообщил Женя. Взяв кэпа за руки и за ноги, удалось поднять его тело на операционный стол. Катерина отвернулась к медицинскому шкафу. Семён отстегнул с бока капитана табельный пистолет, нужный скорей для проформы, чем для подавления бунта, засунул его в карман и вернулся в рубку. – Кажется, я наладил связь на их частотах, – сказал Женя. – Сейчас услышим голос. – Они ещё далеко? – Очень близко, слушай. Он включил тумблер звука. Послышался сухой, высокий мужской голос. – Говорит командор Фриц Ланг, миротворческие силы Федерации Земля. Вы вторглись в буферную зону Солнечной Системы. Вам даётся 600 секунд, чтобы приблизиться к крейсеру Федерации и сдать корабль, иначе он будет взят штурмом или уничтожен. Как поняли. – Частный корабль «Серебро Авроры», вас понял. Подтверждаю готовность сдать корабль. Прошу не открывать огонь, у нас раненые. Конец связи. Щёлкнув тумблером, Женя застыл на мгновение. Вздохнул, принял решение – и развил за пультом бурную деятельность: – Мы совершим прыжок. Упрыгаем у них из-под носа, энергии достаточно. – Нельзя! Расчёт не готов, ты уничтожишь корабль, если прыгнешь, или их крейсер уничтожит тебя ещё раньше! – Ты не понимаешь ещё, куда мы попали? Вторая колониальная война. Солнечная система. – Нужно сдать корабль, встретиться с командором и решить все вопросы. Это наш единственный шанс. – Мы никогда не вернёмся домой. Семён замешкался, задумавшись. – Мы спросим Натана Фёдоровича. Уверен, он примет решение сдать, но сохранить в целости судно. У нас нет другого пути. – Едва ли. Ведь он тоже жить хочет. И по его решению мы прыгнем. – Кэп мёртв, – прошептала потерянно девушка, стоя в дверях медицинского отсека. – Мёртв. Осталось четыре минуты. – Ты не смеешь! – закричал Семён, приходя в безумие. – Я не готов сдаться и умереть. Женя был настроен решительно, в его глазах блестел истовый белый пламень, он был на взводе. Его руки лежали на пульте, и лишь в пару движений он мог реализовать задуманное – или сделать такую попытку, если орудия крейсера окажутся быстрей. Семён выхватил пистолет и направил его на спину парня. – Ты не смеешь! – повторил он в бешенстве. – Кэп мёртв, ты не смеешь! Женя не отреагировал. Руки Семёна затряслись от нервного напряжения. Он нажал на спуск. – Что ты сделал! – закричала Катерина. Весь диалог она наблюдала, застыв и держа ладони у лица. – Что же ты наделал, – сказала она тише и осела на пол у двери. В её глазах были слёзы. – Но так было нужно! Мы должны сдать корабль. – Казалось, Семён находится в искреннем недоумении и сам не совсем понимает то, что он действительно совершил выстрел. Семён подошёл к пульту, осмотрел монитор, клавиатуру, тумблеры и обратился к лежащему в кресле раненому другу: – Веди нас к крейсеру землян. Семён не умел править своим судном. Женя же был без сознания. Семён толкнул его в грудь, не зная, что делать. Встав во весь рост, он направил оружие на девушку: – Помоги мне! Скажи ему, чтобы он вёл корабль! Семён подбежал к девушке, наклонился к ней, к самому лицу. Его веки, его губы дрожали. – Скажи ему, чтобы он вёл корабль, – прошипел он. По щекам Катерины текли слёзы. Она отвечала тихо, голосом бесчувственным, сжимая в руках подол своего платья, промокшего в крови капитана. – Ты животное. Этого не нужно было делать. Ты хуже животного, животные не поступают так. Ты идиот, ты худшее существо, что же ты наделал? С рычанием Семён метнулся в лазарет и стал трясти тело мёртвого капитана, кричать ему прямо в ухо, брызгая слюной. Он был в отчаянии. – Веди корабль к крейсеру землян! Вставай же, скажи, что делать! Я тебя нанял! Судовладелец небрежно отбросил тело Натана Фёдоровича и вернулся в рубку. За его спиной капитан соскользнул головой вниз со стола, мокрого от крови, и остался лежать в изломанной, неестественной позе.
С иллюминатора всё ещё падали капли, словно капли дождя. Информатор требовал к себе внимания, но некому было разобраться с ним, уладить его писк. Семён, дрожащий, взмокший от пота, застыл в центре рубки и прислушался. Капала вода, девушка причитала шёпотом, заливался гудением пульт. Ноги Семёна погружались в мягкий, подвижный туман, похожий на облако, по которому идёшь. Семён поднял лицо. К плоскому круглому стеклу иллюминатора приближался стальным, холодно блестящим шлюзом десантный бот. Мягко толкнув корабль, бот присосался к стеклу. Вспыхнул огонёк и медленно пошёл по контуру люка, с трудом и неотвратимой неспешностью выжигая в стекле отверстие. Семён поднял руку с пистолетом и выстрелил в потолок. Пуля отскочила с визгом, но Семён не заметил этого; его колени тряслись от страха. Он выстрелил ещё, ещё и ещё раз, и стал палить, что было мочи, а с иллюминатора, вязкие, как грязь, падали капли расплавленного стекла. Пули отскакивали, выбивали искры из стен, носились по рубке с воем, пока одна из них, случайно пущенная почти отвесно, не попала Семёну в темя. Его ноги подломились, и он упал навзничь. Странное, тяжёлое понимание осталось в его застывших глазах…
Когда потолок обвалился и в отверстие спрыгнули десантники в чёрных скафандрах, сражаться им было уже не с кем. В захваченном корабле, построенном по неизвестной технологии, они нашли двух мёртвых мужчин, одного раненого и девушку в состоянии шока. |