Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Границ души тебе не отыскать, по какому пути ты ни пошёл: столь глубока её мера.
Гераклит
Правил: p(tash)ka, 13 08 2007 20:40

Какой у вас размер?)
немного о стихотворных размерах
Событие:
p(tash)ka, 13 08 2007 15:42
Полузакрытое Сообщество Резервуар
Микроскоп

Предлагаю начать знакомство с технической стороной стихотворческой деятельности. За неимением достаточного количества времени для написания собственной статьи прибегаю к компиляции. Для начала – несколько выдержек из эссе И. Бродского о значимости ритма и размеров в поэзии. Источник - здесь

«Ничто не обнажает слабость поэта так беспощадно, как классический стих, поэтому он редко встречается в чистом виде. Нет трудней задачи, чем написать две строчки, чтобы они прозвучали по-своему, а не насмешливым эхом чьих-то стихов. При строго выдерживаемом размере отзвук слышится с особенной силой, и от него не спасет усердное насыщение строки конкретными деталями».

«Почему, если поэт и мерзок, то не так, как все? Да потому, что поэт постоянно имеет дело со временем. Что такое стихотворение, вообще стихотворный размер? Как и любая песнь, это - реорганизованное время. Птичка поет - что это такое? Реорганизация ритма. А откуда ритм? Кто отец – или мать - ритма? Вот. И поэт все время имеет с этим дело! И чем поэт технически более разнообразен, тем более непосредственен его контакт с источником ритма».

«Поэзия это не "лучшие слова в лучшем порядке", это – высшая форма существования языка. Чисто технически, конечно, она сводится к размещению слов с наибольшим удельным весом в наиболее эффективной и внешне неизбежной последовательности. В идеале же – это именно отрицание языком своей массы и законов тяготения, это устремление языка вверх – или в сторону – к тому началу, в котором было Слово. Во всяком случае, это – движение языка в до (над) жанровые области, т. е. в те сферы, откуда он взялся. Кажущиеся наиболее искусственными формы организации поэтической речи – терцины, секстины, децимы и т. п. – на самом деле всего лишь естественная многократная, со всеми подробностями, разработка воспоследовавшего за начальным Словом эха.»

(о сохранении размера при переводах)

«Следует помнить, что стихотворные размеры сами по себе духовные величины и у них нет эквивалентов. Они не могут подменяться даже друг другом, тем более свободным стихом. Несоответствие размеров – это несовпадение в дыхании и в сокращениях сердечной мышцы. Несоответствие в системе рифмовки – несовпадение мозговых функций. Бесцеремонное обращение с этими вещами есть в лучшем случае кощунство; в худшем же – увечье или убийство. Так или иначе, это преступление мысли, за которое виновный – в особенности если он не пойман – расплачивается умственной деградацией. Что же до читателей, то они покупаются на фальшивку.
И все же трудности, сопряженные с созданием приличествующего эха, слишком велики. Они чрезмерно сковывают личность. Призывы настраивать "поэтический инструмент созвучно современности" чересчур назойливы».

«Но не только аналитические функции передоверяются поэтом слуху; то же самое происходит и с чисто духовной, спиритуальной стороной творчества. "На слух" подбирается самый дух произведения, носителем или посредником которого в стихотворении служит его размер, ибо именно он предопределяет тональность произведения. Человек, обладающий некоторым опытом стихосложения, знает, что стихотворный размер является эквивалентом определенного душевного состояния, порой не одного, а нескольких. Поэт "подбирается" к духу произведения посредством размера. Таящуюся в употреблении стандартных размеров опасность механистичности речи каждый поэт преодолевает по-своему, и чем сложнее процесс преодолевания, тем подробней становится – и для него самого, и для читателя – картина данного душевного состояния. Часто кончается тем, что поэт начинает воспринимать стихотворные размеры как одушевленные – одухотворенные – предметы, как некие священные сосуды. Это, в общем, справедливо. Форма еще менее отделима от содержания в поэзии, чем тело от души, а всякое тело тем и дорого, что оно смертно (в поэзии подобием смерти является именно механистичность звучания или возможность соскользнуть в клише). Во всяком случае, у каждого стихотворца есть свои излюбленные, доминирующие, размеры, которые можно рассматривать в качестве его автографов, ибо они соответствуют наиболее часто повторяющемуся душевному состоянию автора. Таким "автографом" Цветаевой следует считать ее хореи с женскими или – чаще – дактилическими окончаниями. Частотой их употребления Цветаева превосходит, пожалуй, даже Некрасова. Вполне возможно, впрочем, что обращение обоих поэтов к хореическим размерам было продиктовано общим для произведений как авторов "Гармонической школы", так и для русских символистов, засилием трехстопного и четырехстопного ямба. Вероятно, у Цветаевой была и дополнительная психологическая причина: в русском хорее всегда слышен фольклор. Это знал и Некрасов; но в его стихе откликается повествовательность былины, в то время как у Цветаевой звучат причитания и заговор.»

Существует несколько метрических систем стихосложения, в каждой из которых размеры организованы сообразно определенным законам. Так, всем известные по стихам А.С. Пушкина ямбы, хореи и проч. – размеры силлабо-тонической системы. Но всем заметная аритмия, скажем, размеров стихов Маяковского, не вписывается в границы силлабо-тоники. Способ организации его стиха (примеры смотрите ниже) называется тоническим, и размеры в этой системе называются по-иному (дольник, тактовик, акцентный стих).

Далее – небольшая справка из энциклопедии Википедия
Метр — упорядоченное чередование сильных и слабых мест в стихе. В силлабо-тоническом стихосложении метр представляет собой чередование ударных и безударных слогов, а вернее сказать — слогов, для которых ударность или безударность обязательна, и слогов, для которых ударность или безударность произвольна.

Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация.

Силла?бо-тони?ческое стихосложе?ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например:

Нау?ки ю?ношей пита?ют,
Отра?ду ста?рым подаю?т,
В счастли?вой жи?зни украша?ют,
В несча?стный слу?чай берегу?т;

М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747)

Применительно к русскому языку правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине 18 века такой способ стал главенствующим в русской поэзии.
До середины 19 века в основном употреблялись двусложные размеры (ямб и хорей), размеры трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова.
В начале 20 века, с появлением дольника, который является тоническим стихом, силлабо-тоническое стихосложение перестало занимать монопольную позицию в русской поэзии; тем не менее, оно остается наиболее распространенным в русском языке.
Тоническое стихосложение или акцентная система — система стихосложения, основанная на том, что в ней регулируется главным образом число ударных слогов в стихотворной строке, число же безударных слогов более или менее свободно, например:

Дне?й бы?к пе?г,
Ме?дленна ле?т арба?,
На?ш бо?г бе?г,
Се?рдце — на?ш бараба?н.

(Маяковский - образец дольника).

Более подробно о тоническом стихосложении речь пойдет чуть позже.
Сейчас же предлагаю всем, кому любопытно поупражняться с классическими силлабо-тоническими размерами или научиться различать их в чужих произведениях, посетить страничку со школьным уроком.
Прошу не пугаться и не оскорбляться! :)
Просто на моем опыте это простейший способ научиться разбираться с поэтическими размерами. Усвоив нехитрую схемку (не забудьте наводить мышку на кружочки с буковками – там есть вполне научные определения), можно продолжать знакомиться с размерами и способами рифмовки без всяких затруднений. А продолжать мы будем – со всеми желающими – непременно!
Для тех, кто знает хитрости ритма в совершенстве, посещение урока (займет минут 10-15) может быть просто любопытным. Итак, приглашаю всех в
А продолжение – следует :)

Flame13-08-2007 20:05 #1
Flame
Автор
Группа: User
p(tash)ka, спасибо, прочитал с большим интересом. Сам люблю трёхсложные размеры и дактилические рифмы - когда они уместны. Был даже один эксперимент с гипердактилической рифмой :)

Буду ждать продолжения!

Сообщение правил Flame, 13-08-2007 20:05
p(tash)ka13-08-2007 20:35 #2
p(tash)ka
Хранитель
Группа: Passive
Любопытно, Flame! Спасибо :)
Kameshek13-08-2007 22:15 #3
Kameshek
Автор
Группа: Passive
Очень хорошо и нужно.Я-Ваш ученик.
Спасибо.
..Каждый слышит, как он дышит.Как он дышит, так и пишет...
Apriori13-08-2007 23:03 #4
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
p(tash)ka ох, Таш )
*ушла перечитывать.*
ты чудесна!
спасибо.
:): - смайл Шрёдингера
Кицунэ Ли13-08-2007 23:38 #5
Кицунэ Ли
Автор
Группа: Passive
Перечитала много раз, цитировала вслух :)
Здорово!
:)
Любить людей трудно, а не любить - страшно (с) Flame.
grisha197414-08-2007 03:29 #6
grisha1974
Автор
Группа: Passive
Это очень интересно! Здорово!
Море Дождей14-08-2007 17:39 #7
Море Дождей
Автор
Группа: Passive
Таш, спасибо за уроки. Замечу уроки своевременные и всегда актуальные. Перечитаю ещё не раз.
Dum spiro spero!
p(tash)ka14-08-2007 22:32 #8
p(tash)ka
Хранитель
Группа: Passive
Признаться, я бы не взялась за эту тему, не будь она и для меня актуальна. Хотелось бы поработать с разными размерами и уяснить для себя, что они могут дать мне и как в них я могу выразиться. Предпринимая попытку рассказать, объяснить, я сама учусь, припоминаю забытое.
Я всегда была сторонницей главенства содержательной стороны в стихотворении. Мол, если есть интересная начинка, можно простить неопрятность в организующих пропорциях звучания стиха. Но с некоторых пор мне все больше кажется, что содержание от формы – неотделимо, вернее, что оформление стиха в определенном размере соединяет его семантическую сущность с некими субстанциями, гармонией и звуковой организацией наиболее близкими музыке. И если этой гармонии нет, то стихотворение утрачивает часть своего волшебства, хотя, конечно, это не приводит к гибели поэзии в стихотворении (если таковая наличествует). Любопытно, наткнулась недавно на одно из определений поэзии у Ожегова: изящество и красота чего-н., возбуждающие чувство очарования :) Ну, это так, кстати.
В дальнейшем хочу вместе со всеми, кому это интересно, поупражняться в том, чтобы в классическом размере выразиться – самобытно. Посмотрим, какие опыты были у известных поэтов, как им удавалось в русло повторяемого несчетное количество раз размера вложить - собственный, ни на чей не похожий голос.
Мне нравится мысль Бродского о том, что поэт, имея дело с ритмом, общается напрямую со временем, организуя его определенным образом и вкладывая в него себя, фиксируя себя в нем. И при этом, кажется, упорное соблюдение стихотворного размера есть втирание в доверие к ритму (времени), то есть при этом ты становишься для него – своим(ей). Впрочем, я не додумала этот момент с достаточной обстоятельностью :)
Всем известна мысль о том, что Господь - един, но в разные времена являлся людям (и разным народам в частности) в различных обличиях. Знаю, что найдется много несогласных по этому вопросу :) Но ведь с тем, что неизменная поэзия обретает в каждую эпоху – неповторимого исполнителя, а то и нескольких в среде каждой нации, поспорить труднее. Думается, эту неповторимость создает чистота слуха: тот, кто слышит время, общается с ним и умеет вплести его в свой голос (или наоборот) – тот своеобразен. Ведь что может быть своеобразнее времени.

Рада всем, кто принимает участие в моем начинании. И – спасибо большое за поддержку :)

Сообщение правил p(tash)ka, 14-08-2007 22:37
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 23 •