Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Мне кажется, что страдание и удовольствие возникают по природе своей совместно, в смешанном роде.
Сократ

Рифмовка внутри
Событие:
Ал Коперник, 13 08 2007 05:40
Полузакрытое Сообщество Резервуар
Практическая графомания
Опять же, прием, в большей степени относящийся к прозе, нежели к стихам. Рифма – это созвучное окончание двух или нескольких стихов, основанное на тождестве слогов, начиная с ударного. Рифма может быть консонансная (точное или очень близкое повторение – «та пора – топора»), ассонансная (сходны одни гласные, но не согласные – «полежу – кулешу») или диссонансная (в принципе, это даже не рифма – просто повторение одного-двух звуков, как в классическом примере «палка – тарелка»). В случае внутренней рифмы в прозе это самое тождество слогов приходится не на окончания стихов (т.к. проза не имеет графического деления на строки), а на какие-нибудь произвольно выбранные места. Могут рифмоваться предложения, абзацы, заголовки, слова через три и так далее.
Этот прием хорош для создания атмосферы, добавления в повествование объема и ощутимости, создания ауры таинственности и ощущения загадки. Очень полезно рифмовать слова и фразы как-то по-особому увязанные, или просто слова, которые надо выделить на фоне остальных.
Пример: «На улице опять идет дождь. Настала осень, я и не заметил. Я открываю в окно – и мокрый ветер тот час врывается ко мне в комнату. Гуляет, шумит, я знаю: он скоро высохнет, и снег придет дождю на смену. Придет ко мне».
Рифма может быть практически незаметной, как в примере выше, или явной, как, например, тут: «Когда я был моложе – я тоже гулял. Но, похоже, не так, как ты, шакал. Без драки ты не можешь, я от этого уже устал!».
В стихах же внутренняя рифма добавляет яркости, броскости, а так же стихи с внутренней рифмой легче запоминаются. Например:

И зыбкий дымный смог течет по небесам,
Как липкий дынный сок по выцветшим усам...
(М.Щербаков)

Стоит помнить, что глагольные рифмы в прозаических текстах возникают сами собой, поэтому про них можно сразу забыть. Так же стоит избегать ритмичности повествования (т.е. либо то, либо другое – лучше не смешивать, разве что в исключительных случаях; так же ритмику можно использовать, если рифмы приходятся не на концы предполагаемых «строк»). Не стоит текст пересыщать рифмами или делать рифмованным весь текст целиком – прием хорош только для выделения (иногда, конечно, оправданно срифмовывание текста от начала до конца – но это случай редкий).
В случае же, если вы не можете отойти от поэтичности языка при использовании рифм, лучше вообще не пользоваться этим приемом. Айкидо не любит слабых. Шутка.
Flame13-08-2007 06:29 #1
Flame
Автор
Группа: User
У Щербакова вообще потрясающие внутренние рифмы встречаются, например:

Вздумалось вдруг в ненастье мне зайти в Эрмитаж.
Взял и зашёл. А на стене висит персонаж,

или

Метил, шляпа, в ловкачи.
Ну так - на, получи.

А ещё у Оли NN были замечательные примеры, например "Привет", только она их куда-то все поскрывала :(
Apriori13-08-2007 10:39 #2
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
и у Анн были. "Мой бог убог в тени своих побед..."
Это замечательный прием, по-моему. ИНогда очень приятно попадается.
:): - смайл Шрёдингера
p(tash)ka13-08-2007 16:27 #3
p(tash)ka
Хранитель
Группа: Passive
А Андрей Белый писал симфонии, соединяя в прозе поэзию и музыку:

«Скользила ласковым взглядом по незнакомцу в ясных латах и в оливковой мантии. Он вышел на лесную поляну отвешивать поклоны королевне, прижимая к сердцу белый цветок.
Гас восток. Уже ложилась мгла. Он был красив и приятен, но казался свойственником козла.
Хотя и был знатен».

(Северная симфония)

«Охватил ее стан и просил: «Вам дано: о, дерзните, желанная». (Все неслась сквозь метельный туман лебединая песня, странная)».

(Кубок метелей)

Стихотворные элементы в своей ранней прозе Белый связывал не столько с непосредственным влиянием стиха, сколько с ориентацией на лирико-философскую прозу Ницше, в которой отразились соответствующие явления и которая, в свою очередь, возникла в результате тяготения прозы к поэзии и музыке и осуществила тот синтез искусств, о котором много писал Белый. Таким образом, стихотворное начало вошло в прозу Белого отраженно – через прозу, а музыкальное начало – и непосредственно, и отраженно.

Взято здесь
M14-08-2007 00:32 #4
M
Уснувший
Группа: Passive
а можно дурацкий вопрос(?)
как вопринимают такие изящества текста читатели "по-диагонали" и вообще те, кто улавливают смысл, быстро пробегая глазами по абзацам?
я лет 5 назад учился так читать, но чё-та мне не понравилось
Ал Коперник15-08-2007 12:22 #5
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
M, читатели бывают разные, естественно. Бывают такие, которые читаю стихи и не врубаются ни в ритм, ни в рифму. Здесь надо работать с помощью "эффекта дроби" - писать не только ради формы, но и ради содержания; т.е. адаптировать текст и под эстетов, и под информационщиков. И вообще, в произведении, как и в человеке, все должно быть красиво (ну, или хотя бы вообще быть) - и форма, и содержание.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник15-08-2007 12:24 #6
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
p(tash)ka, спасибо, прекрасное дополнение.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Apriori15-08-2007 12:25 #7
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
Ал Коперник, как думаешь, на сайте у нас таких авторов хотя бы пара десятков наберется?
:): - смайл Шрёдингера
Ал Коперник15-08-2007 12:28 #8
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Apriori, не понял - каких именно автров? Ты имеешь в виду, у которых все "красиво"?
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Apriori15-08-2007 12:31 #9
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
:): - смайл Шрёдингера
Ал Коперник15-08-2007 12:38 #10
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Apriori, думаю, это неправильная постановка вопроса. Скорее всего, ты спрашиваешь не об этом. Суть в том, что написание прозы/стихов очень близко к любой другой деятельности; у худ.произведений есть "параметры" и "свойства", объединяющиеся в "высшие классы" - "форма" и "содержание". Без использования какого-либо из этих классов произведение "нефункционально", т.е. не цепляет, не отвечает нормам, не вызывает интереса и т.п. Резюмируя: конечно, наберется.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 23 •