Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Я и забыла,
Что накрашены губы мои.
Чистый источник!
Тиё

Игра ритма
Рано утром я иду домой. А весть прочий город – на работу.
Событие:
Ал Коперник, 15 06 2007 20:41
Полузакрытое Сообщество Резервуар
Практическая графомания
Буду краток: это не игра. Это настоящая запара, хоть сперва и кажется, что здесь ничего особого не скрыто. Но посмотришь немного с другой стороны – и совсем по-другому, не правда ли?

Типа до кучи сразу еще приемчик: игра ритма

Название приема может вызвать четкую ассоциацию со стихами. Как ни странно, относится это не столько к стихам, сколько к прозе. Многие не считают важным работу с ритмической структурой прозаического произведения. В принципе, проза не особо и нуждается в ритмике, поскольку она оперирует несколько другими методами описания, нежели поэзия. Ритмика и метрика изложения надобится достаточно редко, но почти в любом случае с помощью нее можно придать тексту большей динамики и звучности.
Первым делом разберемся с ритмами. Естественных природных ритма всего два – двутактовый и трехтактовый. Двутактовый ритм ближе всего ассоциируется с шагами, последовательно – правая, левая, правая, левая. Так и в ритме: ударный слог, безударный, ударный, безударный и так далее (хорей и ямб; почти вся музыка строится на двутактовом ритме). Трехтактовый близок к биению сердца – удар, удар, пауза, удар, удар, пауза. И получается: безударный слог, безударный, ударный, безударный, безударный, ударный (дактиль, амфибрахий и анапест; самый близкий музыкальный аналог – блюз). Все остальные ритмы – синтетичны, и являются детищем двадцатого века (кроме так называемых четырехтактовых «пеонов», использовавшихся в античности и являющихся, по сути, теми же ямбами и хореями, только с более четкими акцентами через один).
Итак, с ритмами разобрались.
Стоит учитывать, что многие читатели прозы не обращают внимания на то, как текст звучит, больше уделяя внимания содержанию и тому, как в целом текст читается и понимается. А стало быть, если использовать внедренную в прозу ритмику неграмотно, аудитории это в большей степени не понравится, нежели окажется «в жилу» – читабельность текста может сильно упасть. Поэтому прежде чем пользоваться этим приемом – подумайте, а так ли он вам нужен.
А теперь непосредственно к самому приему.
Суть заключается в том, что в строке, в абзаце, или предложении слова расставляются таким образом, чтобы четко прослеживался конкретный ритм. Например: «Я сел за компьютер и почту проверил. Письмо, что я ждал, не пришло. Как всегда». Изменяя ритм повествования можно добиваться более яркого изменения настроения, более четкой интриги, более резкого (по восприятию) поворота сюжета. Например, вы пишете, как человек грустит – скажем, анапестом, а потом вдруг описываете что-то, что его радует – и переходите на хорей. Это не означает, что надо писать весь текст подобным штилем. Можно сделать, например, так: эпизод «грусти» заканчивается в метре анапеста, а первое предложение «радости» написано хореем.
Не взирая на общую заманчивость этого приема – избегайте крайностей. Не стоит писать прозаическое произведение стихами, не разбитыми на строки – это чаще всего получается плохо и очень тяжело читается. Так же стоит избегать рифм, аллитераций и так далее – это, опять же, только ухудшит читабельность.
И вообще не стоит использовать игру ритма, если без нее будет явно лучше.
Вот такое резюме.
nn17-06-2007 08:57 #1
nn
Автор
Группа: Passive
я не совсем так воспринимала. хорошо, что рассказал
L'amour dure trois ans
Ал Коперник17-06-2007 19:20 #2
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
nn, а какие-нибудь замечания/комментарии возникают?
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Donald Switcher17-06-2007 22:19 #3
Donald Switcher
Автор
Группа: Passive
При двулунном моционе томных неофитов,
Апокалиптический эпиграф....
Метастазы выстригли энигму
На подкорм койотов, обживающих погибель....

-i-n-s-a-n-
e
-
Улица, перекресток, улица, перекресток, улица, перекресток, ворота, тихий вестибюль, тихая лестница, брим, брим, брим, брим, тихая прихожая, тихая комната…
Ал Коперник17-06-2007 23:09 #4
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Donald Switcher, это к чему вообще?
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
aloorpro18-06-2007 12:29 #5
aloorpro
Любитель мате
Группа: Passive
это пример, я подозреваю
Бывают минуты, когда я чувствую себя циником, когда все табу моей расы дразнят меня своими клешнями ©
Ал Коперник19-06-2007 07:12 #6
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
aloorpro, надо же, как... как... слово не подбирается :)
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Apriori21-06-2007 09:44 #7
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
Хм. посидела, почитала вслух /на работе решили, что я сошла с ума) особенно когда чиала "случайное" прозу и чо-нить типа Сарбоны))) /
и правда - рисунок нужен. Ритм - важен. И рифма в прозе режет слух.
но! в стихах тоже желательно избегать аллитераций, или как? ритмовых заскоков и прочего?
:): - смайл Шрёдингера
Ал Коперник21-06-2007 15:48 #8
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Apriori, насчет рифмы в прозе - это отдельный момент, если грамотно использовать - вообще блеск. В кратце, если в произведении (прозаическом) есть ритм, то рифм лучше избегать; но если ритма нет - вопрос другой. Как-нибудь выложу телегу об этом.
Аллитерации в стихах практически всегда звучат хорошо.
А что ты понимаешь под "ритмовыми заскоками" я не понял. :)
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Apriori21-06-2007 15:49 #9
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
Ал Коперник когда ритм скачет - в той же прозе - в стихах у меня такое где-то было...
одним размером написаны четные катрены, а нечетный- другим.
:): - смайл Шрёдингера
Ал Коперник21-06-2007 16:15 #10
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Apriori, а, вот ты о чем... А что такого? Ничего страшного. Все зависит от того, где использовать прием, с какой целью.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
J Sunrin26-07-2007 02:04 #11
J Sunrin
Автор
Группа: Passive
Ал Коперник, я очень вслушивалась в ритм, когда писала "Хранителя"...
Они не обладали достоинством золота ни его магией - только голодом, жаждой и любовью владели эти существа...
не могу заставить себя вставить здесь второе "ни" - фраза гаснет. Всё-таки тут не ритм, а звучание, наверное - мне нужен открытый звук, а ещё одно "ни" сделает приоритет носовых.
Интересная тема, да. У меня было несколько статей в закладках... до последнего форматирования =\
http://sunrin.livejournal.com
aloorpro18-04-2008 19:14 #12
aloorpro
Любитель мате
Группа: Passive
Он сильно грустил, грустил с придыханьем, поставил чайник - все зажглось.
Бывают минуты, когда я чувствую себя циником, когда все табу моей расы дразнят меня своими клешнями ©
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 25 •