С момента окончания сверхуспешного «Family Values Tour» прошло полтора года. Альбом Issues к тому времени стал трижды платиновым, самый первый одноименный диск группы был вновь переиздан и дополнен шикарным мрачным буклетом со словами песен, что придало ему титул Фиг-Знает-Сколько-Раз проданного. И вот, в начале 2002 года в прессу начинают просачиваться слухи о том, что новый альбом уже готов и находится на стадии сведения. Мол, обработкой альбома занимается сам Энди Уоллас, известный по работе с такими коллективами, как System of a Down, Deftones и многими другими... И тут в игру вступили джентельмены удачи музыкального бизнеса, те люди, которых мы так яростно ругаем вслух, и от которых, по большому счету, неотрывно зависим. То есть, пираты. Демо-записи и пробные образцы оформления альбома были таинственным образом выкрадены из студии, а уже через неделю свет увидела первая, совершенно самопальная версия альбома Untouchables. Многие фанаты до сих пор хранят тот черный диск с лысым мужчиной, обхватывающим трескающуюся по швам голову, на обложке. Названия всех песен (почему-то кроме Here to stay) были взяты пиратами из головы, просто по некоторым строчкам из припевов. Ситуация была катастрофической – новый альбом в официальном издании рисковал быть не проданным вообще! Слава богу, удалось вовремя приостановить продажу кустарной версии и форсировать выпуск настоящей.
2002 – Untouchables Многие называют этот альбом кульминацией творчества группы. Или просто – лучшим. Честно говоря, при тех оборотах, что набрали Дэвис и компания, так можно было говорить чуть ли не про каждый второй релиз коллектива... Критики восприняли альбом неожиданно тепло. Большинство из них отмечало новый уровень звучания и некую уже скорее внутреннюю, чем внешнюю брутальность: будто бы KoЯn переступили ту черту, за который чтобы они не делали – все выходило тяжелым и серьезным. Альбом не содержит песен-приколов, характерных для предыдущих дисков. С большой натяжкой можно назвать шутливым тон весьма извращенского трэка Beat it up right, хотя убойная подача и затяжные басы, по правде говоря, отбивают всякую охоту проводить такие аналогии. Филди на время отошел от своих бешеных пальцевых переборов и стал играть более классически, если можно назвать игру на пятиструнном басе классической. Тут и там в песнях фоновые гитарные мини-соло сменяются массивными глубокими проигрышами. Барабанные партии, в принципе, схожи с теми, что игрались на предыдущем альбоме, если не принимать во внимание обилие шаманских переборов и небольшое замедление темпа. Что касается вокала – тут Дэвис постарался на славу. Под эти песни хочется или убить, или умереть самому, но когда выключаешь музыкальный центр (или что там у кого) – никакого осадка. Лишь ощущение приятной усталости... Выделять какие-то трэки особого смысла не имеет, ибо альбом получился на редкость ровным. Отметим разве что абсолютный хит Here to stay (моя знакомая сама слышала, как американские младшеклассники напевают вполголоса припев, играя банкой в футбол!), хит рангом пониже Thoughtless (на который снят весьма неплохой клип) и – впервые в творчестве группы – медляк Alone I break (в клипе на который Джонатан подло убивает своих партнеров по группе, а в конце еще и журналисту какому-то камеру ломает). Самому мне больше всех нравится песня No one’s there, сильная и невероятно сложная по исполнению...
Опять – концерты, опять – платина, опять – разговоры о том, что творчество группы неумолимо начнет затухать, что последний альбом – это пик возможностей KoЯn... Словно в потверждение этим разговорам, выходит первый сборник по типу The Best Of… , на котором засвечивается новая песня группы под названием Did my Time. Вскоре, она же появится и на саундтреке к фильму «Лара Крофт – 2», а еще через некоторое время на прилавки попадет новый альбом группы...
2003 – Take a look in the mirror Выход этого альбома сопровождался огромным количеством слухов – о романе Джонатана с Анджелиной Джоли, о сатанистких пристрастиях членов коллектива и прочей ерунде. В первую же неделю интернет заполонили кустарные рецензии на альбом, на разные лады откровенно его опускающие. Автора данной статьи особенно повеселило измышление одного такого интернет-критика (17 лет отроду) по поводу того, что Дэвис начинает откровенно копировать манеру исполнения у... Мерилина Мэнсона! А что ж не у Фреда Дарста-то?! В общем, атмосфера была так себе. Слава богу, армия фанатов оставила эти пересуды желтой прессе и продолжала исправно приобретать диски. Все-таки, популярность KoЯn к тому времени достигла таких масштабов, что одни только эти четыре буквы обеспечивали альбому попадание в BillBoard... Альбом стал, как ни странно, тяжелее предыдущего. Хотя, казалось бы, куда уже?! Прежде всего, из-за обилия истерических гроулов в вокале, реанимированных переборов от Филди (он так не отрывался на них со времен Follow the leader) и весьма умеренного употребления гитарных соло в том, или ином варианте. Альбом при этом получился качественным, словно группа собиралась жарить, не сбавляя оборотов, до скончания веков... И опять же, он вышел удивительно ровным. Выделить можно лишь Alive, старый трэк группы, снятый с полки и тщательно протертый в духе альбома, Play Me в дуэте с Nas (напомню – дуэтов на альбомах не было с 1998 года) и, пожалуй, трэк с тематикой в духе Freak on a leash и крайне веселым призывом в клипе – Y’all want a single. В целом, по сложности исполнения альбом уступает предыдущему, зато сильно превосходит по насыщенности гормонами и энергией...
Очень хотелось бы на этом статью и закончить. Но увы, надо быть честным (ибо рубрика называется Все о...). Отгремели концерты, наступило полнолуние и начали твориться странные вещи... Во-первых, уход Хэда Уэлша. Покрыт густым мраком тайны (я имею в виду, истинные мотивы, которых нам знать не дано). Обсуждать его ОЧЕНЬ не хочется, и я, пожалуй, не буду... Во-вторых, очередной релиз сборника лучших в 2004. Аж в двух частях... На нем появляются сразу два кавера – Word up и Another brick in the wall. При прослушивании они оставляют двойственое впечатление. Конечно, первым напрашивается вывод о том, что Джонатан способен спеть все, что угодно. А чуть позже приходит ощущение, что Филди взял четырехструнку и не знает, что с ней делать, а Манки не имеет понятия, как справляться без Хэда. Эти каверы вогнали меня в уныние, которое еще больше углубилось после появления сингла Twisted Transistor. А за ним – и нового альбома...
2005 – See you on the other side Один только вид обложки уже расстраивал. Первоначально по интернету гулял более интересный, печальный вариант с отчаявшейся девушкой перед зеркалом (пожалуй, самым любимым образом KoЯn). Однако, массовое распространение получил вариант, расположенный чуть выше этих строк... Первое впечатление – Сильверии надоело играть на барабанах. Сложные партии куда-то пропали, в некоторых песнях наблюдается откровенное заигрывание с электорнщиной, а в Coming Undone ритм поразительно напоминает... Nine Inch Nails! Второе впечатление – у Филди выпадают молочные пальцы. В басах исчезла глубина, осталась только громкость... Третье впечатление – новость о втором гитаристе группы – плохая шутка. Мало того, что сама эта история с бывшим музыкантом из Otep, которому якобы запрещают играть на сцене, и он играет за кулисами – дикое, несвойственное KoЯn позерство. Так еще и не слышно, где он вообще вступает! Полная убежденность в том, что Манки просто записывает две отдельные партии... Четвертое и последнее – Дэвису на это все параллельно. Он продолжает держать вокал и текстовку на высоком уровне, правда вот слегка расстраивает тот факт, что впервые за карьеру у него появляется песня о... политике. Которая так и называется – Politics. Более менее на предыдущее творчество похожи песни Liar, Getting off и Politics (если не слушать слов). Немного подсластил пилюлю клип на Twisted Transistor, стебный, с огромным количеством приглашенных звезд и веселой задумкой. Заключает альбом очередной кавер Tearjerker, в котором можно насладиться вокалом Джонатана, танцуя медленный танец с какой-нибудь девчонкой. И только...
Дальше – круче. Из группы уходит Давид Сильверия. Вместо него берут какого-то странноватого виртуоза и целую толпу народа, среди коих пианист (за каким-то хреном в маске свиньи!), скрипач и целая команда перкуссионистов. Группа дает акустический (sic!) концерт, на котором перепевают, среди прочего, песню Radiohead – Creep. Я смотрел этот концерт и едва не пролил пиво на ковер, когда увидел акустическую версию Freak on a leash, исполненную вместе с... Эми Ли! Для тех, кто не знает – солистка Evanescense. После таких потрясений я ждал следующий альбом, прямо скажем, с пониженным интересом. Но все же ждал, ибо эта группа слишком прочно вошла в мою жизнь. И дождался...
2007 – Untitled Если группа Five Pointe O в далеком 2000-м назвала так свой альбом только потому, что им реально было влом хоть как-то его обозвать, то у KoЯn это был очередной виток выпендрежа. Как собственно, и оформление обложки, окончательно похоронившее эру обложек а-ля старые сырые фильмы ужасов... Сходство с NIN принимает угрожающие размеры. Группа словно мутирует во что-то совершенно другое, носящее название KoЯn уже лишь в качестве коммерческой вывески. Из всего альбома настоящий дух группы напоминает лишь Killing, да и то фрагментарно. На фоне всего этого безумия приятно удивляет... все тот же Джонатан Дэвис. Вокал как всегда эмоционален и сложен до сумасшествия, а тексты насыщены. Особенно это видно в треках Starting over, Do what they say. Весьма интересный и крайне неполиткорректный клип снят на главный хит альбома Evolution. Одна из песен на альбоме – а именно, Love and luxury – вполне годится для ротации на МузТВ и LoveRadio... Не подумайте только, что я пытаюсь представить диск некачественным. Если его послушает человек, увлекающийся индастриалом и нью-металом, но не имеющий ни малейшего представления о KoЯn, то ему, скорее всего, понравится. А вот фанаты будут разочарованы...
Так, в чем же причина столь печальных последствий? Прежде всего в том, что KoЯn – коллектив уникальный. В нем все участники были незаменимы. Если бы нью-метал был бы сейчас столь же популярен, что и рок-н-ролл в 60-х, то они бы находились на уровне The Beatles. Согласен, сравнение громкое, но от того не менее справедливое. И вместе с тем, как из группы уходили участники, из нее улетучивался дух KoЯn, как пыль из старого ковра... Что касается, Bitch We Got A Problem Tour – его все же стоит посетить. Ибо когда еще выдастся возможность вживую поглазеть хотя бы на трех участников легендарного коллектива. Особенно если учесть, что Манки имеет привычку после концерта разбрасывать медиаторы в толпу в качестве сувениров (слава богу, Дэвис не имеет привычки разбрасываться микрофонами)... А после концерта советую приобрести DvD с концертом 2003-его года в клубе CBGB в Нью-Йорке – и тогда наслаждение выйдет на иной уровень... Всю информацию касательного этого тура (любезно предоставленную SID) вы можете найти здесь.
Многие считают, что такого явления, как мировой музыкальный процесс не существует. Мол, каждая группа представляет собой отдельный мирок, развивающийся по своим собственным законам. С другой стороны, не под влиянием ли определенных течений и тенденций в музыке возникают те или иные исполнители? Цепная реакция в чистом виде. Иногда мировой музыкальный процесс развивается постепенно, но периодически происходят качественные скачки, резкие повороты основного русла. И возникновение уникального рок-коллектива Korn было одним из таких скачков...
Приблизительное время возникновения группы – 1993 год, когда четверо музыкантов из коллектива LAPD (некая пародия на Los Angeles Police Department) посетили концерт одной группы в Джеймстауне, где в роли вокалиста зажигал Джонатан Дэвис. Интересный вокал с глубоким эмоциональным подтекстом буквально пленил Хэда, Манки, Дэвида и Филди. Их не устраивало, что и как поет вокалист LAPD, Джонатана не устраивало, что играют парни из его горе-команды. Надо ли говорить, что воссоединение родственных душ прошло весьма успешно. Как и все начинающие группы, долгое время Korn (не имевшие тогда постоянного названия) играли, в основном, для друзей на всевозможных пьянках и локальных домашних концертиках на заднем дворе чьего-нибудь особнячка. Записанных песен поначалу было крайне немного, до наших времен из той поры дошла лишь Alive, реанимированная только в 2003-ем. Но все-таки материал постепенно накапливался, и в один прекрасный момент написание альбома стало реальной необходимостью. Первый свой альбом парни записывали на свои кровные деньги, и, по их собственному признанию, вовсе не ожидали хоть какого-то успеха. Что называется, деньги бы отбить потраченные, и слава богу. Какое же удивление поджидало их, когда альбом в первый же месяц разошелся тиражом в 800 000 копий! Вместе с первым успехом, пришел и первый серьезный контракт с Epic Records. И пошло-поехало... По поводу истории возникновения названия существует множество версий, и ни одна из них не подкреплена какими либо неопровержимыми доказательствами. Попадаются среди них и откровенно бредовые. Приведу лишь пару действительно достойных внимания: 1) Слово KoЯn – некий вариант того, как могла маленькая неграмотная девочка написать слово corn (кукуруза). Чтобы понять, для чего это могло понадобиться, достаточно взглянуть на обложку одноименного альбома. 2) Первоначально группа называлась Corn, но потом Джонатан якобы подслушал разговор двух геев о пользе кукурузы для сексуальной активности, и в приступе острой нетерпимости потребовал первую букву в названии изменить. Сам Дэвис не исключает обеих версий, ибо попросту ничего об этом не помнит. Дело в том, что рок-музыканты редко следят за употреблением алкоголя, и KoЯn не сильно отставали в этом от остальных команд. На памяти такой образ жизни обычно сказывается самым губительным образом...
1994 – KoЯn В последствии, альбом будет много раз переиздан, а общее количество проданных копий вообще не поддается какому либо подсчету. Необычное жесткое звучание, резкий, местами невнятный и попросту сумасшедший вокал кардинально поменяли представления тогдашних критиков о тяжелой музыке в Америке. Этот альбом является прежде всего криком души, этаким музыкальным воплем, разорвавшим невнятный шум, производимый командами, выросшими на Metallica, Iron Maiden и Alice In Chains. Лирика посвящена в первую очередь детству Джонатана, которое уж никак нельзя назвать легким (издевательства в школе – Clown, приставания недвусмысленного характера от друзей отца – Daddy, ложь взрослых и страх перед их миром – Faget, Shoots and Ladders и т.д.). Самым первым синглом стала песня о наркотиках (и не только) Blind, популярность которой до сих пор «преследует» KoЯn. На практически любом живом видео можно заметить, как во время исполнения этой песни оператор снимает преимущественно толпу, бешено орущую каждое слово... Что и говорить, сам автор этой статьи знает ее наизусть... Подытожу: альбом сыроватый и от того более искренний и брутальный, шаманские бешенные напевы и сверхоригинальный подход к эксплуатации инструментов от Филди и Дэвида не дают расслабиться ни на секунду.
1996 – Life Is Peachy Название имеет свою маленькую историю – KoЯn хотели назвать его Life is Pee-Chee’s (это такие маленькие детские завтраки, дешевые и дико популярные), но компания, обладавшая правами на это торговое имя пригрозило Sony Records судебным разбирательством, и название пришлось подправить. Что касается обложки – тема зеркала как некоего мистического образа еще не раз будет обыгрываться этой группой... Второй альбом более хитовый, вокал стал помягче, хотя эмоциональной глубины при этом не потерял. По-прежнему много тяжелых быстрых треков, записанных в ритме шаманских танцев (Chi, K@#0%!, Wicked и т.д.). Песня Twist вообще образец до крайности драйвовой песни, яркий пример того, что зажигательный трек можно записать, практически не прибегая к словам. Но самое главное, что на альбоме впервые появляются хиты, тяжелые и одновременно пригодные для ротации (No place to hide, ADIDAS). Причем и клип на ADIDAS и сама песня No Place To Hide удостаиваются премий журнала Kerrang – весьма авторитетного метал-издания. Не обошлось без душераздирающих песен о лжи и предательстве (Mr. Rogers, Kill You – посвящена матери Дэвиса, что уже о многом говорит), без откровенного стеба (Low Rider, где Хэд поет один!), и впервые – интересный дуэт с Чингом из Deaftones – Wicked. Подытожу: более ровный альбом, интересный прежде всего новым качеством звучания и интересными решениями (например, 3/5 партий на ударных были записаны экспромтом, без предварительных репетиций!). Вот здесь к группе приходит настоящая популярность – она окончательно переходит из разряда разогревочных в разряд самостоятельных, а ее живые шоу работают лишь на руку растущему успеху. После первого большого тура в 1997-ом выходит видео Who Then Now?, которое советую приобрести всем фанатам. Помимо рассказа о группе, живых выступлений и клипов там есть интервью с участниками, редкие студийные видеозаписи и «автобусный юмор». В одном из таких эпизодов Джонатан дает интервью возле автобуса, а его партнеры по группе через оконное стекло озвучивают их разговор. Людям со знанием английского языка доставит особое удовольствие...
1998 – Follow The Leader Пожалуй, один из лучших альбомов. Любая песня на нем создает свою собственную неповторимую атмосферу, будь то хиты, вроде Got the life, It’s on, Freak on a leash, или неожиданные дуэты с Ice Cube и Nas в All in the family и Cameltoisis соответственно. Особняком стоят трэки Justin (посвященный сыну), Reclaim my place (рассказ о всех тех же издевательствах в школе), Dead Bodies Everywhere (реверанс в сторону отца Дэвиса, заставившего его вместо занятий музыкой пойти работать в морг), Pretty (песня о том, чего Дэвис в этом самом морге насмотрелся), My gift to you (беспрецедентная по силе вещь, посвященная жене, которая после такого сразу же подала на развод). Уровень эмоций здесь зашкаливает за красную отметку. Звучание стало гораздо более медленным и основательным. Особенно в музыкальном плане развернулся Филди – пятиструнный бас выдает такие партии, что порой непонятно, как он еще не лишился пальцев. Подытожу: многие называют этот альбом вершиной творчества KoЯn, хотя я бы сказал, что все еще было впереди. Так или иначе, это один из таких дисков, которые должен послушать каждый уважающий себя любитель нью-метала. После выхода третьего альбома, появляется такой термин, как KoЯn Family, объединяющий группы, чьим промоушеном занимались непосредственно Дэвис и Ко. Одновременно создается лейбл Immortal Rec., на котором стартуют многие интересные команды, из коих можно выделить прежде всего (hed) P.E. Узнать об этой группе можно здесь. В некотором роде, даже Limp Bizkit можно отнести к KoЯn Family, ибо именно они помогли Фреду Дарсту сойтись с продюссерами из BMG. После накопления нового студийного материала Хэд Уэлш объявляет конкурс среди фанатов на создание лучшей обложки для нового альбома. Обладателей первых четырех мест награждают денежными премиями и уникальными автографами, а альбом выглядит так:
1999 – Issues Такое наименование возникло очень просто – Филди как-то обнаружил тетрадку, где Джонатан записывал свои тексты для будущих песен, прочитал все это и произнес :”Man, you’ve got issues!” (Чувак, да у тебя проблемы!). На этом альбоме наиболее полно раскрылись гитаристы группы – практически каждая партия носит одновременно сложный и притягательный характер. Благодаря этому, качество звука, его тяжесть и весомость перешли на качественно новый уровень. Столько песен с этого альбома разошлось на хиты, что перечислять их все – это уже материал для отдельной статьи. Отмечу лишь Make me bad (песня до сих пор являющаяся самой желанной на всех живых выступлениях), Falling away from me (клип на эту песню снимал Фред Дарст, а также в массовке участвовали несовершеннолетние фанаты со всех США), Somebody someone (одна из самых убойных, продирающих ребра песен, на которую снят весьма оригинальный клип). Вокал Дэвиса отличается завидным постоянством в плане насыщенности как полуклассическими напевными приемами, так и полными искренней горечи криками. Подытожу: этот диск из тех, от которых стекла в вашей квартире будут дрожать, и вам это будет нравиться! Пожалуй, лучший альбом группы. В 2000-ом группа отправляется в Family Values Tour («тур семейных ценностей») вместе с Mudvayne, Limp Bizkit и многими другими. После того, как отгремели концерты, поутихла бешенная ротация клипов и затихла жизнь на официальном сайте группы, KoЯn неожиданно ушли в глухое подполье, а фанаты застыли в ожидании новых релизов... To be continued…
Это лишь половина статьи, во второй – обзор оставшихся 4-ех альбомов, анализ развития творчества в целом и информация о Bitch We Got A Problem Tour.