Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Слово скажу —
Леденеют губы.
Осенний вихрь!
Басё
Дневник ведёт: Ал Коперник
Закладка: кузница
Страницы: <  1  2 
Ал Коперник05-09-2006 21:35 #14
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Менсеви (разные источники)
Закладки: кузница
 
Менсеви (буквально - парный, сдвоенный) - арабский термин в литературах мусульманского Востока, означающий стихотворные произведения с попарно рифмующимися полустишиями (по формуле aa, bb, cc и т. д.). Форма менсеви свойственна главным образом персидской поэзии, где, сочетаясь с различными стихотворными размерами, она обнимает собой все эпические произведения (героический, романтический и дидактический эпос) и лишь в виде исключения встречается в лирике. Таким образом "менсеви какого-нибудь автора" означает эпическое его произведение (в большинстве случаев большую его поэму) в противоположность его лирическому "дивану". Как имя собственное менсеви (двустишия) прилагается к знаменитой дидактической поэме персидского поэта XIII в. Джеляледдина Руми, написанной в этой форме ("Менсеви", около 50000 стихов; одна из наиболее почитаемых и читаемых книг мусульманского мира).
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник05-09-2006 01:48 #13
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Белый, вольный и свободный стих (разные источники)
Закладки: кузница
 
Белый стих - модификация силлабо-тонического стиха, из которого исключена рифма (то есть ритм сохраняется).
Вольный стих - тоже модификация силлабо-тонического стиха, но с исключением ритма (то есть сохраняется рифмовка).
И та, и другая модификация придерживается стопного метра, то есть пишется в каком-то конкретном метре. Разница лишь в том, что в белом стихе метр четкий, а в вольном количество стоп в строке не имеет особого значения.
И ту, и другую модификацию часто путают с третьей модификацией, а именно свободным стихом, который либо строится по жестко определенной системе (например, строка имеют равное количество слогов, букв, фактических ударений в словах), либо вообще не зависит ни от каких поэтических рамок, кроме построчного представления и интонационных пауз при чтении.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник02-09-2006 09:41 #12
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Канцона ("литературная энциклопедия")
Закладки: кузница
 
Канцона - лирическая форма средневековой поэзии, возникшая первоначально в феодально-рыцарской лирике Прованса, откуда она была усвоена французскими и итальянскими подражателями. Последние придали ей наиболее разработанную форму, откуда и самое итальянское наименование жанра (итальянское - canzone, французское - chanson). У трубадуров Прованса канцона являлась довольно неопределенным термином, которым обозначалось лирическое произведение, посвященное исключительно темам рыцарской любви. По форме своей провансальская канцона очень разнообразна: число строф неограниченно (обычно 5-7), чаще с особой концовкой (так называемая tornada), равно как и число стихов в строфе (как исключение встречается 42 стиха) и самые стихотворные размеры. Стихи связаны между собой рифмами в самых различных комбинациях (например "ababccdd" или "ababcdc", или "ababccd"), иногда даже так, что внутри строфы все рифмы различны, но в следующих строфах каждый стих рифмуется с соответствующим стихом первой строфы. Итальянские поэты, особенно представители городской буржуазной лирики XIII в., в том числе Гвиницелли, Кавальканти, Чино да Пистойя и сам Данте, усиленно культивировали канцону, особенно в своих произведениях аллегорического и философского содержания. Уже Данте дал некоторую теорию построения канцоны (во второй книге своего трактата "De vulgare eloquentia"), согласно которой канцона должна состоять из двух частей: вводной (fronte) и основной (sirima), каждая из которых в свою очередь может распадаться на piedi (первая) и volte (вторая). Все части канцоны соединены рифмой, также весьма разнообразной. Число стихов в строфе и размеры стиха свободны, но на практике чаще всего у итальянцев встречается так называемый одиннадцатисложный стих. Обычно канцона сопровождается концовкой. Наиболее совершенной формы канцона достигает у Петрарки в XIV в., после чего этот жанр постепенно замирает и возрождается в последний раз у испанских петраркистов XVI века, как например у Боскана или Гарсиласо де ла Вега, чтобы потом выйти совсем из употребления.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник02-09-2006 09:31 #11
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Драма (разные источники)
Закладки: кузница
 
Драма - жанр в литературе и кинематографе. Важные черты - конфликт, сюжетность, изобилие диалогов и монологов. В основном это наблюдение автора за неким героем (героями), его жизнью, сопровождаемое конфликтом героя с окружающим миром. Обычно акцентируется глупость, противоречивость и сиюминутность человеческих желаний и поступков.
Корни драмы уходят, опять же, в древнейшие песни и предания. Из Греции, где драма оформилась как самостоятельный жанр - комедийный и трагедийный - распространилась по всей Европе. Франция долго придерживалась изначальной греческой эстетики в драме, т.е.: единства времени и места, продолжительности действия (не более суток), структуры (завязка-события-развязка (обычно кровавая, катастрофичная); 3-5 актов), статуса действующих лиц (короли, принцы, дворяне). В Англии драма была сильно искажена Шекспиром, давшим жанру новые пути развития.
К XIX веку в жанре взял верх реализм, господствовавший, впрочем, недолго, поскольку уже к концу века его победил символизм.
В Россию драма была занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельный жанр русской литературной драмы оформился только век спустя, хотя до начала XIX века в нем преобладало классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и в комедийной опере. Основанием русской бытовой драмы становится "Горе от ума" Грибоедова, а так же "Ревизор" Гоголя. После Гоголя стремление приблизиться к жизни заметно даже в водевиле.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник02-09-2006 09:08 #10
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Лирика (разные источники)
Закладки: кузница
 
Лирика (лирическая поэзия) - воспроизводит личные чувства автора, его отношение к определенным вещам, процессам, фактам. Истоки лирики лежат в песне, отображающей настроение певца. Песня переходит из уст в уста, изменяется, в последствии автор забывается, поскольку имя его не задокументировано, а песня преобратает наиболее емкий и сильный вид и становится народной. Параллельно с обезличиванием лирики определяется и ее форма; изначально этот род поэзии был не только песенным, но так же сопровождался танцами, плясками, ритуальными движениями, игрой мимики, элементами рассказа.
С появлением письменности зарождается искусственная лирика (римские, греческие, восточные поэты). В средние века лирика появилась в поэзии трубадуров, в южной Франции. Далее она распространилась по Европе, вытеснив народное творчество и родив новые формы - канцону и сонет. С романтизмом лирика получила большое развитие и проникла в эпос и драму (современные виды поэзии в силу этого слабо различаются; везде есть элементы и эпоса, и лирики, и драмы).
Искусственная лирика в России началась любовными песенками Монса, Кантемира. Тредьяковский дал опыты псевдоклассической оды, Ломоносов довел ее до некоторого совершенства, и в течение всего XVIII в. ода остается любимой формой лирики. Державин ввел в оду сатирический элемент, затем ода уступила места романической лирике, достигла художественного совершенства у Жуковского и приобрела национальную самобытность в элегиях и балладах Пушкина; тогда же русская лирика вторглась и в эпос (лиро-эпические поэмы Пушкина, Козлова и другие). У Фета, Полонского, Майкова, А.Толстого, Тютчева, Апухтина, Фофанова, Андреевского и других лирика является выражением личных настроений, иногда проникнута философской мыслью; у Некрасова, Огарева, Жемчужникова, Минского, Надсона преобладают общественные мотивы (гражданская скорбь). С 1890-х гг. явились символисты (Мережковский, Бальмонт, Брюсов и другие), открывшие для русской лирики новые формы.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник02-09-2006 08:50 #9
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Эпос (разные источники)
Закладки: кузница
 
Эпос - род поэзии, изображающий действия или события в объективно повествовательной форме, характеризуется спокойно созерцательным отношением к изображаемому предмету. Древнейшая форма исторического изложения, до XVIII в. - ведущий жанр литературы. У отдельных народов из эпических народных стихотворений, образующих известный цикл преданий, развились эпопеи или героические поэмы. Таковы "Махабхарата" и "Рамаяна" у индусов, "Илиада" и "Одиссея" у греков, "Эдда" у скандинавов, "Нибелунги" у немцев, "Калевала" у финнов, песни о Марко Кралевиче у сербов, киевские и новгородские былины у русских. В средние века нарождается христианский эпос, героями которого являются, впрочем, идеализованные в христианском духе языческие богатыри: песнь о Орланде, сказания о короле Артуре и о святом Граале, "Парсиваль" Вольфрама фон-Эшенбаха, в особенности "Божественная комедия" Данте. Авторы героических поэм эпохи возрождения: Ариосто ("Неистовый Оландо"), Тассо ("Освобожденный Иерусалим"), Камоэнс ("Луизиада"). XVII и XVIII вв.: Мильтон ("Потерянный Рай"), Клопшток ("Мессиада"), Вольтер ("Генриада"). В России попытки искусственого героического эпоса представляют собою "Петриада" Ломоносова, "Телемахида" Тредьяковского, "Россиада" Хераскова. Новейший эпос обратился от мира чудес к миру действительности; это или исторические поэмы ("Жишка" А.Мейсснера, "Полтава" Пушкина), или же "философствующий" эпос ("Чайльд-Гарольд" Байрона, "Демон" Лермонтова, "Агасфер" Гаммерлинга), вообще же поэма уступает место более свободной форме повести и романа. Так же интересен так называемый животный эпос (басни), описывающий людей, их взаимоотношения и исторические факты через опосредованные приключения животных.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник01-09-2006 14:00 #8
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Рондо ("литературная энциклопедия")
Закладки: кузница
 
Рондо - форма строфы, возникшая во французской лирике XIII-XIV вв. и представляющая собой куртуазное преломление структуры народной плясовой песни с запевом и припевом. В своей наиболее архаической форме рондо состоит из 8 стихов, с двумя рифмами и с повторяющимися строками по схеме: "ABa Aab AB" (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки, строчными - рифмы). Эта форма носит название "одиночного рондо". Дальнейшее осложнение формы достигается путем расширения строфы (до 14 стихов с сохранением тех же двух рифм) или расширения запева; так создаются rondeau quatrain, rondeau double; последняя форма вытесняет все остальные и сохраняется во французской поэзии вплоть до романтиков (А. де Мюссе). В русской поэзии рондо прививается слабо, встречаясь изредка как подражательная форма, стилизация.
Образец рондо позднейшей формы в русской поэзии:

Кто сожалеет о прекрасных днях,
Мелькнувших быстро, тот печаль лелеет
В дневных раздумьях и в ночных слезах;
Былое счастье мило и в мечтах
И память поцелуев нежно греет.

Но о случайном ветерке, что веет
Весенним вечером в речных кустах
И нежит нас, свевая пыльный прах,
Кто сожалеет?

Земное меркнет в неземных лучах,
Пред райской радостью любовь бледнеет,
Меж избранных нет места тем, о снах
Кто сожалеет!
(В. Брюсов, Oblata, сб. "Опыты", М. 1918).
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник01-09-2006 11:15 #7
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Футуризм (википедия)
Закладки: кузница
 
Футуризм — литературное направление, появившееся в начале ХХ века.
Автор слова и основоположник направления итальянский поэт Маринетти (наиболее известная поэма - «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало еще и минимализму. Отказ от традиционной грамматики. Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоенной техническим прогрессом. Мотоцикл обьявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микельанджело.
Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и револиции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своем имении колонии футуристов «Гилея». Ему удается сплотить вокруг себя самые разные, яркие не на кого непохожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Крученых, Венедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощечина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Но призыв этот смягчен высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как А.Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трех гениев - Маяковского, Хлебникова и Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Крученых.
Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Крученых, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном рассвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущеве, хотя к тому времени полностью отошел от принципов футуризма.
Футуризм породил множество ему подобных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИу Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, ничевоков, так ничего и не создавших. К неофутуристам критика причисляет метаметафористов Парщикова и Кедрова, а также Г.Айги, В.Соснору, Горнона, С.Бирюкова, Е.Кацюбу, А.Альчук, Н.Искренко.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник01-09-2006 10:26 #6
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Венок сонетов (википедия)
Закладки: кузница
 
Венок сонетов — архитектоническая форма поэмы, состоящей из 15 сонетов. Венок сонетов строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является магистральный сонет (или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего.
Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее — до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.
Венок сонетов изобретен в Италии в XIII в. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Первый венок сонетов на русском языке принадлежит филологу Фёдору Коршу, который в 1889 г. перевел венок сонетов словенского поэта Франце Прешерна. Оригинальные венки сонетов написали: Вячеслав Иванов (в сборнике «Cor ardens»), Валерий Брюсов («Роковой ряд»), Максимилиан Волошин («Lunaria») и другие.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник31-08-2006 11:57 #5
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Лимерик (разные источники)
Закладки: кузница
 
Лимерик (ударение на первый слог) — форма короткого юмористического стихотворения, построенного на обыгрывании бессмыслицы. Традиционно лимерик имеет пять строчек, построенных по схеме aabba (при чем в каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой). Полноценный лимерик содержит намек на сюжет (т.е. первая строка - кто, вторая строка - дополнительные условия или действие, далее рассуждение на эту тему), непременно долю юмора или иронии, а так же мораль.
Название происходит от ирландского города Лимерик, однако связь между городом и стихотворениями, которые стали называть так с 1896 года, точно не известна. Первая в истории книга лимериков вышла в Англии в 1821 году. Одним из известных авторов лимериков считается Эдвард Лир, выпустивший в 1846 году собрание лимериков под названием "Книга Нонсенса".

Пример (Эдвард Лир):
Один старичок из Килкении,
Никогда не имел больше пенни.
Тратил эти монету
Лишь на мед и котлету,
Вот капризный старик из Килкении.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник31-08-2006 07:20 #4
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Газель ("литературная энциклопедия")
Закладки: кузница
 
Газель (неправильно - газелла) - строфа восточного стихосложения, особенно известная по персидским образцам. В персидской поэзии газелью называются лирические стихотворения, в которых рифмуют два первых полустишия, причем затем та же рифма сохраняется во всех вторых полустишиях каждого последующего бейта по типу "aa, ba, ca, da" и т. д. (т.е. в рифмовке схожа с касыдой). Газель без рифмующего начального стиха "aa" называется "отрывком". Содержание ее большей частью носит философский или моралистический характер, рифма - по типу "ab, cb, db, eb" и т. д. - получила благодаря переводам распространение в немецкой (Rückert, Platen и др.) и русской поэзии (Фет, В. Иванов, В. Брюсов, Кузьмин, Н. Гумилев и другие).

Существует два вида подражательной европейской газели: в первом все нечетные стихи (за исключением первого) не рифмуются, все же четные дают одинаковую с первым стихом рифмовку, например:

"Дионисова отрада
Красный пурпур винограда,
Темнокосный плющ - другая,
Третья - ты, царица сада.
И тебе, Киприда, розе
Нежной - нег богиня - рада"...
(В. Иванов).

Второй вид основан, помимо повторения рифм, на повторении слова, следующего за рифмой, и дает следующий вид:

"Твои глаза, как два агата, Пери.
Твои уста красней граната, Пери.
Прекрасней нет от древнего Китая
До Западного калифата, Пери.
Я первый в мире, и в садах Эдема
Меня любила ты когда-то, Пери"...
(Гумилев)

Число строк в Г. всегда четное; вид рифмы (т. е. мужская, женская, дактилическая), размер и количество стихов - произвольны.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник30-08-2006 12:41 #3
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Касыда ("литературная энциклопедия")
Закладки: кузница
 
Касыда - самый "высокий" и устойчивый жанр арабской и вообще ближневосточной лирики. Название происходит от глагольного корня, означающего "направлять(ся) к цели", вероятно потому, что поэт здесь ставит определенную цель и должен идти к ней установленным путем. Целью бывает прославление или порицание племени (своего и чужого), позже восхваление покровителя и выпрашивание подарка. Есть К., где центр тяжести - в самовосхвалении или в дидактических сентенциях. Таким образом термин К. покрывает собой оду, сатиру-инвективу и отчасти элегию, непременно значительной длины. Канонический план К. делится на 5 частей. Отдельные части К. редко связаны переходами; они самостоятельны и пишутся отдельно. Целое объединяется тематически (очень слабо) мотивом поездки и гл. обр. единой рифмой и единым метром всей К., иногда и сотни строк (формула рифмы по полустишиям, т. е. нашим строкам - а, а, в, а, с, а...).

К. - самая прочная твердыня арабского классицизма. В разные эпохи делались попытки реформировать К., вводя в нее упрощенный размер, более свободный план, или вовсе отказаться от этой формы. Тем не менее она процветает и в наши дни с сохранением всего старинного антуража (верблюдица, пустыня, следы на песке) или с заменой их поездом, городом, пароходом, что производит на арабов впечатление футуристического скандала.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник30-08-2006 12:31 #2
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Рубаи (из разных источников)
Закладки: кузница
 
Рубаи - четверостишие; форма лирической поэзии народов Блажнего и Среднего Востока. Заимствована из широко распространённого устного народного творчества персов и таджиков (другое названия рубаи в фольклоре - дубайти или таране). В письменной литературе, в которой, в отличие от силлабического народного метра, рубаи строится в метре аруза, оно появляется уже в 9-10 вв. (Рудаки и др.) и с тех пор неизменно служит для выражения лирической темы с преобладанием философских размышлений. Из персоязычной литературы рубаи переходит в арабскую, многие тюркоязычные литературы и литературу урду. Как жанровая форма рубаи достигает расцвета в середине 11 в., но со 2-й половины 12 в. заметно уступает место газели. Рубаи состоит из 4 полустиший (или двух бейтов), рифмующихся по типу ааба, реже по типу аааа.
Стиль прославился благодаря Омару Хайяму (Гиясаддин Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим), персидскому и таджикскому поэту, математику и философу.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник30-08-2006 12:28 #1
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Дактиль, амфибрахий и анапест (из википедии)
Закладки: кузница
 
Дактиль — трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в тоническом стихосложении ей соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.

Тучки небесные, вечные странники...
(М. Ю. Лермонтов)

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века). Рабочая теория происхождения ритма связывает дактиль с ударными метрами, в частности с метром ударов молота.

Амфибрахий — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. А. Некрасов)

Наиболее часто употребимые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).

Дороже отчизны — не знал ничего
Боец, не любивший покоя.
(Н. А. Некрасов)

Анапест — трёхстопный стихотворный размер; в античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога. В новоевропейской силлабо-тонической метрике анапестом именуется метр, стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.

Пример из А. А. Блока (трёхстопный анапест):
О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Страницы: <  1  2 
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 25 •