|
 |
 |
 |
Страницы:
1 2 3 > »Для цитирования фрагмента чужого высказывания, выделите его мышкой и нажмите Ctrl+Enter | В. И. Ульянов (Ленин) | 16-07-2008 12:47 №1 | Критик Группа: Passive | Разговор о штампах хочу начать со слов редактора журнала «Порог» Алексея Корепанова:
«Просто убивает обилие штампов. Ребята, старайтесь писать по-своему, избегайте этих бесконечных «звонко щебечущих птиц», «побелевших костяшек пальцев», «потемнения в глазах» и прочая.
Повторяю банальный совет: больше читайте «классиков», перечитывайте, не столько уже следя за развитием сюжета, сколько изучая технику письма; не ЧТО написано, а КАК написано. И пробуйте писать образно, в своем стиле – и просто (но не в смысле «примитивно»!), без излишней вычурности, украшательства. Напомню карамзинистов: «Пестрые толпы сельских ореад сретаются со смуглыми ватагами пресмыкающихся фараонид». А проще написать: «Деревенским девкам навстречу идут цыганки». Или из Марлинского: «Ощипанные гуси, забыв капитолийскую гордость, словно выглядывают из возов, ожидая покупщика, чтобы у него погреться на вертеле». То есть: «продаются гуси»… Но простоты типа «он пошел и пришел», конечно же, тоже следует избегать»
«Штамп языковой и литературный, выразительные средства языка и литературы, которые стереотипно воспроизводятся в текстах (главным образом в беллетристике) и воспринимаются как признаки "клишированности" мысли, мнимые "стилистические красоты". Наборы модных словечек, словосочетаний и фраз, тем и сюжетов, шаблонных образов, инерция приёмов "готовой художественности" влияют на всех, пользующихся языком. Чаще всего Ш. проявляется в т. н. "формулах" художественной речи: "чёрное золото" (и рабы, и уголь, и нефть); некоторые структуры заглавий ("Когда...", три соположенных существительных в именительном падеже и т.п.). Угрозу штампы таят в себе многочисленные "писательские экскурсии" в страну детства в современной советской литературе, серийные обращения к образам розы и соловья в тюркоязычной поэзии, рифмы типа "моя — не тая". Некритическое отношение к штампам мешает проявлению творческой индивидуальности, делая писателя и любого говорящего жертвой "инерции стиля". Но в разных сферах общения — в быту, в науке, публицистике, художеств. литературе и т.д. — отношения между Ш., экспрессией и стилистически нейтральными элементами языка (которые тоже постоянно воспроизводятся в речи) не совпадают. Чуткий художник всегда находит способы преобразования Ш. (так, например, модное слово "окоём" окружено тонкой иронией строчки поэта А. Межирова "Владыки и цари глядят за окоём..."). Тенденции Ш. к распространению, превращению его в общее "правило" противостоит стремление писателей к созданию собственных "поэтических правил", к "новизне материала и приёма" (В. Маяковский, "Как делать стихи?"). Границы между "формулами" как устойчивыми единицами художественного языка и общеязыковой фразеологией, свободной от примет банального словоупотребления, подвижны. Так, выражение "невооружённым глазом" может ещё восприниматься и как Ш., но словари уже фиксируют его превращение в стилистически нейтральный фразеологизм»
Лит.: Костомаров В. Г., Русский язык на газетной полосе, М., 1971; Шмелев Д. Н., Слово и образ, М., 1964; , Художественная речь, в кн.: Книга о русском языке, М., 1969.
Штампы делают произведения серыми и блеклыми. Употребление затертых выражений лишает речь экспрессивности, «души» - что главное в творчестве. Писатель Л. Успенский в книге «Культура речи» пишет: «Штампами мы зовем разные приборы, неизменные по форме и дающие множество одинаковых отпечатков. У языко- и литературоведов «штамп» оборот речи или словечко, бывшее когда-то новеньким и блестящим, как только что выпущенная монета, а затем повторенное сто тысяч раз и ставшее захватанным, как стертый пятак»: мороз крепчал, широко распахнутые глаза, цветастый (вместо цветистый), с огромным энтузиазмом, целиком и полностью и т.д.
Недостаток речевых штампов в том, что они лишают речь своеобразия, живости, делают ее скучной, кроме того, создают впечатление, что написанное уже известно. Естественно, такая речь не может привлечь и поддержать внимание адресата. Этим и обусловлена необходимость борьбы со штампами.
Часто авторы используют канцеляризмы. Когда в обычном разговоре, в беседе, в живом выступлении вместо простого и понятного слова "рассказал" слышно "осветил вопрос", а вместо "предложил обменяться опытом" "поставил вопрос об обмене опытом", становится скучно. К.И. Чуковский считал, что засорение речи подобными словами это своего рода болезнь, канцелярит. Еще Н.В. Гоголь высмеивал выражения типа: перед начатием чтения; табак, адресуемый в нос; для воспрепятствования его намерению; событие, имеющее быть завтра. Речевые штампы, деловая лексика и фразеология нужны в определенных типах речи, однако надо постоянно следить за тем, чтобы их использование было уместным, чтобы не возникали стилистические ошибки.
| В. И. Ульянов (Ленин) | 16-07-2008 13:57 №2 | Критик Группа: Passive | Apriori, ответ тоже есть выше. Если об этом сказали классики, то повторять зачем? Было сказано, использовано. В чужих руках теряет блеск:) | Мария Гринберг | 16-07-2008 13:58 №3 | Автор Группа: Passive | Да, Пушкин не стеснялся, и любовь с кровью срифмовать ему ничего не стоило, и мороз у него крепчал... Видно, надо в таких случаях говорить спасибо Дантесу?
| В. И. Ульянов (Ленин) | 16-07-2008 14:00 №4 | Критик Группа: Passive | Мария Гринберг, ну так откуда взялись штампы? Как раз штамп это случай, когда современные авторы используют фразы и обороты классиков, не прилагая творческих усилий. | Мария Гринберг | 16-07-2008 14:50 №5 | Автор Группа: Passive | Ну да, но вот что есть штамп? Если Пушкин написал "мой дядя", так что ж мне теперь, только про тёть писать можно? Или вот взъелся этот Корепанов на побелевшие костяшки, ну так что ж делать, если они белеют, когда слишком сильно сожмёшь оружие - отличная деталь, показывает волнение, тремор, объясняет промах? Зачем что-то ещё выдумывать? Я понимаю, оригинальное сравнение, ну, хрестоматийный пример, у Чехова, гром в степи раскатывается, будто кто-то идёт босиком по железной крыше - понятно, этого нельзя, так это уже не штамп, а просто плагиат?
| В. И. Ульянов (Ленин) | 16-07-2008 14:53 №6 | Критик Группа: Passive | Мария Гринберг, это то, что приелось. Вот сейчас читаю рассказ. Сравнение: черные, как смоль. | Мария Гринберг | 16-07-2008 15:27 №7 | Автор Группа: Passive | Да вот, хороший, кстати, пример, "как смоль" - штамп, "как мокрая смородина" - плагиат, "как снег в апреле на обочине шоссе" - нудно... ну куды автору податься? Ну а для чего тогда ветки делать, Apriori? Именно ж хочется до чего-то докопаться? | ocker | 16-07-2008 15:40 №8 | Уснувший Группа: Passive | Ударим кулаком оригинального слога по штамповке и приелостям!!! (меня сюда направили) :))
| В. И. Ульянов (Ленин) | 16-07-2008 15:42 №9 | Критик Группа: Passive | Вспоминаю Оруэлла... у него машины книги писали:) Вот так я понимаю штампы. Набор универсальных фраз, которыми можно передать любой сюжет, ситуацию. А в чем тогда суть творчества?:))
Кулаком бить тут не стоит. Не для этого размещается материал.
| Мария Гринберг | 16-07-2008 15:45 №10 | Автор Группа: Passive | Ну вот давайте конкретный пример, с чёрным этим... кстати, а что там чёрное? Придумаем самое оригинальное сравнение?
| В. И. Ульянов (Ленин) | 16-07-2008 15:47 №11 | Критик Группа: Passive | Интересная идея! Вообще надо открыть копилку штампов и оригинальностей:)) Мария Гринберг, может, зайдешь, откроешь? | ocker | 16-07-2008 15:49 №12 | Уснувший Группа: Passive | Ах, простите. Чувствую себя школяром перед училкой. Вы как всегда, Инна, весьма серьёзны. Да. Всё правильно. Вы хороший материал разместили.
| ocker | 16-07-2008 15:58 №13 | Уснувший Группа: Passive | Я-то как раз тут и начал первым улыбаться. :))
| Астролябия | 16-07-2008 15:58 №14 | Автор Группа: Passive | Как газовая сажа. Как мертвый жк-монитор. Как винил. Как бархат. А вообще всегда ли нужно "как"? Я каковости не люблю обычно в таких простых вещах как описание, скажем, черного. Вот если нужно одновременно и черноту, и бархатистость, или там аромат - тут они к месту будут. Черный как пыльная буря, черный как ствол мокрой липы - чот такое.
| В. И. Ульянов (Ленин) | 16-07-2008 16:05 №15 | Критик Группа: Passive | Астролябия, мне тоже мертвый монитор понравился (запомнился)) | Астролябия | 16-07-2008 16:07 №16 | Автор Группа: Passive | горячий, как солнце и мокрый как дождь! воистину круто, без шуток! Жаль, они не понимают, какую профанацию сравнениям устроили шикарную. В ТОНГ их, в ТОНГ! | Астролябия | 16-07-2008 16:12 №17 | Автор Группа: Passive | Вот еще вкусное сравнение: как зрачок Никона :+)
| Сайга | 16-07-2008 16:12 №18 | Автор Группа: Passive | черный как зрачок под закрытым веком темной-темной ночью под темным-темным одеялом в темной-темной кровати в темной-темной комнате в темной-темной квартире темного-темного дома темного-темного города
остановите меня кто-нибудь!
=)).
| Сайга | 16-07-2008 16:13 №19 | Автор Группа: Passive | | Мария Гринберг | 16-07-2008 16:13 №20 | Автор Группа: Passive | Но не ко всему подойдёт, вот я и докапываюсь, какое тут существительное? Волосы, чёрные как монитор, хм - как-то по моему, не оч? А вот южная ночь, как выкл LCD - да, симпатично.
| Астролябия | 16-07-2008 16:16 №21 | Автор Группа: Passive | Сайга, Не в ногу, а прям в глаз! :+)) | Астролябия | 16-07-2008 16:16 №22 | Автор Группа: Passive | Чёрррный как Черррресчурррр
| Сайга | 16-07-2008 18:01 №23 | Автор Группа: Passive | | Flame | 16-07-2008 18:08 №24 | Автор Группа: User | Я уже рассказывал - мы детям на поэтической студии давали такое задание. Брали существительное - например "снег". Просили написать к нему 10 прилагательных. Потом ещё 10. А потом ещё 10. Потом читали у кого что получилось, и если у кого-то совпадали - вычёркивали. В первом десятке у всех были "белый", "пушистый", "холодный" и т.п., почти всё вычеркнули. Во втором десятке стали появляться индивидуальные атрибуты снега, а в третьем совпадений уже не было. Мы рекомендовали при написании стихов стараться пользоваться словами из третьего десятка.
| Аскорбинка | 16-07-2008 21:29 №25 | Уснувший Группа: Passive | Спокойствие, только спокойствие! Сейчас я Вас настигну - вот тогда-то мы и похохочем... |
Страницы:
1 2 3 > »
|
|
|