Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Душа как общая ипостась есть логос ума, а подчинённые ей единичные души есть логосы её самой.
Прокл
Полузакрытое Сообщество Литературные обозреватели Полузакрытое Сообщество Лидер: Apriori

Преодолевая лень
Мнение Анди

Andy01-01-2010 18:55 #2
Andy
Автор
Группа: Passive
Конкурс "Новая детская книга"
Издательство «РОСМЭН» объявляет о начале I ежегодного конкурса «Новая детская книга».

Цели конкурса – привлечь внимание читателей к российской детской литературе, открыть для широкой общественности новых талантливых авторов детских книг и дать им возможность опубликовать свои произведения.

Регламент конкурса

1. Общие сведения о конкурсе

1.1. Издательство «РОСМЭН» проводит I ежегодный конкурс литературных произведений начинающих авторов «Новая детская книга». Цели конкурса – привлечь внимание читателей к российской детской литературе, открыть для широкой общественности новых талантливых авторов детских книг и дать им возможность опубликовать свои произведения.

1.2. Конкурс проводится по двум номинациям:

Детская проза и стихи
Приключения и фэнтези
2. Требования к произведениям
2.1. На конкурс выдвигаются оригинальные произведения, созданные на русском языке, ранее не публиковавшиеся. Переводы не рассматриваются.
2.2. Дата создания произведения значения не имеет.

подробнее
http://www.rosman.ru/promo/newbook/
Поэт не тот, кто живёт поэзией, а тот, кто умирает ей.
Andy30-09-2009 01:44 #1
Andy
Автор
Группа: Passive
Suisekil. Про Котенка и Пастуха.
Друзья, рад предложить вашему вниманию автора, творчество которого не оставит равнодушным никого. Suisekil (Ярмолинский Леонид Исаакович). Пока автор выложил два своих стихотворения, которые я сочту за честь «обозреть».

Suisekil. Котенок, Луна и Мышонок

Ночной ветерок так прозрачен и звонок
Что даже сверчки не нужны
Задумчиво смотрит печальный Котенок
На полное блюдце Луны:
Наверное, там очень вкусное что-то,
Не зря ведь стоит высоко...
А серый Мышонок,
дрожа до икоты,
Лакает его молоко...

1. Жанр стихотворения

Несколько прямых и косвенных признаков указывают на то, что перед нами стихотворение для детей:
- указание автора в названии цикла и раздела («Стихи для детей», «Племяшкам»),
- антропоморфность действующих лиц-животных. Это выражается косвенно – в замене нарицательных котенок, мышонок на личные Котенок, Мышонок; и напрямую – через придание животным человеческих характеристик. Котенку приписываются человеческие размышления (Наверное, там очень вкусное что-то, // Не зря ведь стоит высоко...), а Мышонок «дрожит до икоты» (чисто человеческое поведение, мышь-животное ведет себя по-другому),
- сюжетность стихотворения. Не секрет, что большинство стихов для детей сюжетны (исключение составляет, пожалуй, большая группа стихов о природе, но даже и там иногда встречается сюжет),
- скрытая нравоучительность. Можно выразить что-то вроде морали: не увлекайся недосягаемым, цени то, что у тебя есть.

2. Размер, ритм и рифмовка.
Стихотворение написано амфибрахием, попарным чередованием четытехстопных стихов с женской рифмой и трехстопных – с мужской. (Схема рифмовки АбАб, ритмический рисунок - ! - - ! - - ! - - ! - // - ! - - ! - - !) Рифмы правильные, но не грамматические, что великолепно подходит не только для детского стихотворения, но и для беспроблемного восприятия в целом.

3. Фонетика, строфика и сюжет
Стихотворение обладает уникальным фонетическим строем, меняющимся в соответствии со структурой и поэтической задачей.
А)
Ночной ветерок так прозрачен и звонок
Что даже сверчки не нужны
Вступление-экспозиция. Задача здесь – нарисовать картинку-обрамление, хронотоп (место и время действия). Обратите внимание на изменение по глухости-звонкости согласных от начала строк к концу: глухие звуки (ч, т, к, п, в) постепенно сменяются звонкими (з, р, н, ж). Создается ощущение «звона» и «прозрачности»: что бывает прозрачным? Воздух и стекло. Воздух (ветер) дует, шумит (звуки ч, в, созвучие чн=шн), превращаясь в стекло (ж, н). Есть выражение «стеклянный воздух» (например, «Стеклянный воздух над костром // Струится и дрожит…» Ахматовой), то есть та же «прозрачность», только метафора еще более усилена. Повторюсь, в данном стихотворении это передается не только лексически, но и фонетически.
Далее звуковой ряд меняется, но ощущение звонкости и прозрачности задано и сохраняется на всем протяжении этого короткого стихотворения.

Б)
Задумчиво смотрит печальный Котенок
На полное блюдце Луны:

Завязка. Появление персонажа Котенок, появление предмета конфликта – Луны.Фонетически акцент сделан на гласных: повторение у-о-ы (плюс ю=jу, ё=jо). Задача – создать интимное, ночное настроение, созвучное словам «печальный», «задумчиво»
«Полное блюдце Луны» - усиленное сравнением выражение «полная луна». По сути – двойное сравнение.
(Рифма «тонок – котенок» напомнило рубцовское «Свет луны ночами тонок, // Берег светел по ночам, // Море тихо, как котенок, \\ Все скребется о причал...»)

В)
Наверное, там очень вкусное что-то,
Не зря ведь стоит высоко...

Развитие конфликта. Внутренний монолог-размышление. Фонетический акцент снова на гласных. Обратите внимание: практически полная гамма с многократным «о» в концовке придает стихам напевность и декламационность.
Ударные: е-а-у-о // а-и-о. Снова сходные структуры двух стихов. Звук «о» в концовках придает эффект удивления, размышления. Не зря мы говорим «о-о-о!», когда удивлены или восторженны.
«Стоит высоко» подчеркивает сравнение Луны с блюдцем (которое, если верить Котенку, поставили высоко, чтобы было не достать), но это еще и великолепная лексическая находка автора: совершенно правильно сказать «встает луна», «на небе стоит луна» (например, «Над розовым морем вставала луна» Г. Иванова).

Г)
А серый Мышонок,
дрожа до икоты,
Лакает его молоко...

Кульминация и развязка. Появление персонажа Мышонок.Фонетически и сюжетно эти два стиха связаны с предыдущими двумя. Даже учитывая разделение первого из них на полустишия – последний ударный гласный всегда – «о».
По жанру кульминация – комедийная. Создается эффект внезапности, сюрприза. Для этого автор и придерживает Мышонка, не вводит его в действие. Для этого и про молоко Котенка в предыдущих строках ни слова. Кстати, как таковой развязки в стихотворении нет. Предполагается, что она произойдет позже – когда Котенок обнаружит свое пустое блюдечко. (Свидетельство этому – многоточие в конце стиха.) Такая установка на домысливание развязки, хоть и усложняет восприятие, но приглашает к сотворчеству, учит детей составлять логические цепочки действий, «включает» воображение читателей.
Комично выглядит как «печальный» Котенок, так и «дрожащий до икоты» Мышонок. Два полюса – смешной и грустный, Арлекин и Пьеро.
«Лакает его молоко». Строка, вызвавшая большое количество возражений. Его - чье молоко? Все встает на свои места, если отбросить все дополнительные конструкции. Вот что получается: «смотрит… Котенок на … блюдце Луны…, а серый Мышонок… лакает его молоко…» Все предельно просто. Читатели-дети с прямым мышлением увидят это без проблем. Вопросы возникают только у взрослых, которые привыкли искать в каждой фразе скрытые смыслы и подводные камни.
Еще один вопрос – о сравнении двух блюдец: «полного блюдца Луны» и блюдца с молоком, которое стоит рядом с Котенком. Утверждение, что молоко находится в «блюдце Луны» очень сомнительно. Молоко – явная принадлежность блюдца на Земле. На это указывает местоимение «его»: «его молоко», то есть молоко Котенка, о котором тот, естественно, прекрасно осведомлен. Да и Мышонок не дрожал бы так от страха, если бы лакал молоко из «блюдца луны». Основной прием, положенный в основу конфликта в стихотворении, состоит как раз в сопоставлении двух блюдец.

4. Вывод
Стихотворение обладает сюжетностью и логикой. Сочетание детского, непосредственного взгляда на мир, глубокой скрытой философии, грамотного фонетического и ритмического строя делает стихотворение необыкновенно красивым и глубоким.

__________________________________________________________________________

Suisekil. Пастух

Мир осколочком Вечности стынет,
Ночь спускается на водопой,
Неразменный червонец пустыни
Мне зачем-то доверен судьбой.
Здесь, где в прахе следы зодиака,
По-особому чувствуешь миг,-
И пастушеской пыльной собакой
Серый ангел к ладони приник
Сквозь ночные холодные космы
Волчьи очи,- зверье да ворье,
Как мне быть? Разлетается Космос,
Разбегается стадо мое...

В данном случае говорить о сюжете можно, но я предлагаю рассмотреть образы, составляющие основной мотив стихотворения: пустыня, пастух, волк, Космос. Причем из них только Космос представлен напрямую, остальные – опосредованно, ассоциативно. Такое рассмотрение возможно для стихов с ярко выраженной метафоричностью, где сюжет образует движение мысли, а не действия персонажей.

«Пустыня».
Указатели: строка «Неразменный червонец пустыни»; место написания – пустыня Негев, Израиль; название цикла.
Наверное, для полного понимания стиха необходимо сделать пояснение про саму пустыню Негев. Вопреки нашему обычному представлению о пустынях с жарой под +50, песчаными дюнами, кактусами и верблюжьими караванами, пустыня Негев сложена известняками и имеет рельеф, отличный от ровной поверхности. С давних времен там развито скотоводство (это к вопросу о пастухах), в данный момент это прекрасный объект для туризма. Пустыню называют колыбелью еврейского народа, соответственно, с ней связаны многие библейские сюжеты. (Подробнее - см. ссылки в конце)
Но образ пустыни в стихотворении не ограничивается картинкой, поданной мной «для разогрева». Пустыня – это еще и всякое пустынное, дикое место (такое определение также характерно для библейских текстов). Пустыня ассоциируется с одиночеством. Если вернуться к Библии (да я от нее и не отходил), это место Откровения, беседы с Богом.
Поэтому данный образ столь важен автору. Это исходный образ – территориальный и метафорический. Вопрос «Как мне быть?» обращен к Богу и к самому себе.
«Неразменный червонец пустыни». Неразменный червонец (рубль), следуя за афоризмом, - это подлинное богатство, неубывающие душевные силы. Соответственно, автору «зачем-то» пустыня даровала эти силы, это богатство. «Зачем-то». На первый взгляд, лишнее, необоснованное слово. Но если подумать: разве нам дано знать, что и за что приготовила нам судьба? Конечно, нет. Поэтому – «зачем-то». Но – «доверен». А значит, автор заслужил от судьбы необычный подарок, тот самый неразменный.

«Пастух».
Указатели: «И пастушеской пыльной собакой // Серый ангел к ладони приник»; название произведения.
Про скотоводство в пустыне я уже говорил. Пастушеские собаки – обычное дело, они наблюдают, чтобы овцы или иные твари не разбрелись и не потерялись.
Теперь о том, зачем этот образ здесь.
Герой отождествляет себя с пастухом. Вряд ли с настоящим, «выгуливающим» овец или козлов. Тут снова поможет библейская трактовка: пастух как духовный лидер, предводитель. Тогда стадо – это верующие, идущие за ним. Не случайно слово «паства» (прихожане) произошло от «пастись».
Теперь нам становится понятно, какой червонец доверила лирическому герою судьба. Не случайно вместо тривиальной и незаменимой собаки у него – ангел на ладони, вернувшийся с донесением посланец, следящий за паствой.

«Волки».
Указатели: фраза «волчьи очи».
Несомненно, этот образ также гораздо глубже прямого понимания. Этот символ поясняется далее словами: «зверье да ворье». Волк в христианстве – символ дьявола и ереси. Противоположность собаки, чьи функции – преданность и защита. Несомненно, речь здесь идет о несовершенстве мира и о людских пороках.
К этому же символу тяготеет концовка стихотворения, строка «Разбегается стадо мое...». От волков или к волкам? - вот вопрос.

«Космос».
Указатели: фраза «Разлетается Космос».
Образ, присутствующий в стихотворении как дополнительное указание на хронотоп (Космос ассоциируется с ночным небом и звездами) и как символ Высшего космического разума. Космос, гармония как противоположность хаосу. «Разлетается Космос» - значит, не все так ладно.
«Сквозь ночные холодные космы» - скорее всего, имеются в виду спутанные пряди длинных волос самого Пастуха. Но каждое слово в стихотворении неоднозначно. «Космы» на глазах можно понять как что-то, мешающее ясному видению окружающего. Отсюда – «ночные» (в данном случае, вероятно, «темные») и «холодные» (не от зла ли?).
Мир осколочком Вечности стынет,
Ночь спускается на водопой
Красивейшая лирическая зарисовка. Мир (планета) ночью остывает, «осколочком вечности» - написать «осколком» было бы слишком грубо. Вторую строку даже не комментирую, наслаждаюсь.
«Здесь, где в прахе следы зодиака» - видимо, указание на зодиакальные созвездия. «Прах» здесь либо пыльный пустынный воздух, либо символ бренности, угасания, отречения от земного.

Как все связано.
Ну, теперь это нетрудно связать воедино. Центральный образ – Пастух, он же лирический герой, с которым отождествляет себя автор. Место действия – «осколочек вечности», окруженный (в прямом и переносном смыслах) Космосом. Конкретное место – пустыня, место уединения, молитв. Стихотворение и читается как молитва: о добре (ангел - пастушеская собака; все в мире изначально гармонично) и зле («волчьи очи», хаос).

Предвидя вопросы.
При подготовке обзора, помимо собственной эрудиции,)) я использовал следующие источники:
http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1153
http://unseal.narod.ru/negev.html
http://active.israel-obnovlenie.ru/to_see/5482.html
Поэт не тот, кто живёт поэзией, а тот, кто умирает ей.
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 24 •