Мне всегда казалось, что писатель - это инструмент языка, то есть язык самораскрывается через автора, а сам писатель растворяется в языке. Наверное, важно еще и то, что слово чаще всего двуконечно или двуначально: Слово, являющееся просто словом, и Слово, которое ведет в глубину души, то есть проходит «круги Ада» в человеческом сердце. Зачем я говорю все это? Скорее всего, затем, чтобы рассказать об одном из самых популярных и талантливых писателей современной Польши, чье имя многим знакомо по Сети, так как путешествуя по Всемирной Паутине, невозможно не услышать о Януше Вишневском. «Боже, помоги мне быть таким, каким меня считает моя собака» - написал он на своей веб-странице. И, пожалуй, написал и сказал правильно, потому что наш мир, какие бы розовые очки мы не примеряли, все- таки черен и холоден, хотя в нем и есть истинно христианский пафос - любовь и прощение. В принципе, вся литература может быть истолкована сквозь призму гендерных взаимоотношений. Это может быть феминистский (женский) подход или мускулинистский (мужской) идеологический подход к данной теме. И, что удивительно, тут не будет ни правых, ни левых. Роман-триптих «Одиночество в Сети» - дебютная книга Януша Вишневского. Это история виртуальной любви, ставшей реальностью. Книга три года не выходила из списков бестселлеров, а осенью 2006 года по этому роману был снят фильм, в первый же месяц, в Польше, обогнав все голливудские новинки. Наверное, я никогда еще не читала ничего более откровенно красивого и искреннего. Абсолютная обнаженность чувств, души, сердца, не знаю, чего еще, но я плакала. Плакала, как девочка-подросток, в подушку, давясь слезами. А сам роман звучал надрывно, как плачут скрипки или резко, как скрип тормозов на асфальте. Но, тем не менее, роман можно интерпретировать по- разному, в том числе и в свете философии любви. То ли это христианское - альтруизм (сострадание к другому, жалость, забота о ближнем), то ли это все-таки что-то декадентское, где много откровенности и даже некоторой вульгарности, «темные» инстинкты и страсти, не изжитые до конца современным человеком. За «Одиночеством в Сети» последовало «Повторение судьбы», также пользовавшееся огромным успехом не только в Польше, но в Чехии, в Хорватии, в Литве и во многих других странах. Мне показалось, что автор раскрывает тут не только один главный, ведущий, смысл, а пробует раскрыть определенную сублимацию запрятанных в глубине души детских страхов или слишком смелых фантазий, их символику и идеи, создавая свой собственный некий «банк идей». Главный герой романа Мартин только что похоронил мать. Он остается совершенно одиноким и, как ему кажется, беспомощным и ненужным, потому что ему больше не о ком заботиться и не для кого жить. Но выход все-таки есть: интернетовская жизнь, наполненная всем и ничем одновременно. «Повторение судьбы» сменилось «Любовницей». Сборником самых откровенных рассказов, какие только может позволить себе обычный человек. Это своеобразный круговорот жизни, в котором мы узнаем о синдроме проклятия Ундины, о сокровенных мыслях Магды Геббельс в ночь после бракосочетания Гитлера и Евы Браун. Это великолепный абсурд и даже некий эксгибиционизм души и желаний, без запретных тем, без раздумий и размышлений. Это, в некотором роде, даже какие-то порносеансы с участием самого себя, местами злые и беспощадные, где чувствуешь каждое дыхание и каждый удар сердца. Это разговор с Богом. С Богом, которому всю жизнь доверяешь свои тайны, а потом – вдруг - узнаешь, что Его нет.
|