Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Человек не должен печалиться, если он не имеет высокого поста, он должен лишь печалиться о том, что он не укрепился в морали. Человек не должен печалиться, что он неизвестен людям. Как только он начнёт стремиться к укреплению в морали, люди узнают о нём.
Конфуций
deboutsurlezincПравил: deboutsurlezinc, 08 02 2008 01:54

Чарлз Чаплин: мсье Верду
Событие:
deboutsurlezinc, 08 02 2008 01:47
Полузакрытое Сообщество ЭЙЗЕНШТО?
СВАИ
фильм: "Мсье Верду".
автор идеи: Орсон Уэллс.
режиссёр: Чарлз Чаплин.

в роли Анри Верду - Чарлз Спенсер Чаплин.

1.

Как оказалось, я смотрел этот фильм в далёком детстве. Вспомнил по эпизоду с цветочницей, отвечающей на вопрос «сколько с меня?» удивлённым и ошарашенным «один франк, мсье».
Один так один. Прошли годы. Смотрю документальный фильм Сиднея Люмета о Чарлзе Чаплине, где Вуди Аллен не в великом восторге от творчества Ч., а Мартин Скорцезе его боготворит. Далее начинается неделя ретроспективы фильмов Ч. Выделяю для себя – какие из фильмов мне не должно пропустить. Три.
«Новые времена», «Мсье Верду», «Великий диктатор».
Во всех трёх фильмах высока концентрация зла. Даже в «Новых временах» - чего таить, новое равно неизвестному, а неизвестное – неотъемлемый компонент зла. А зло - интереснее. Ведь добро не будоражит кровь.

2.

Почему я не выбираю «Новые времена».
Хорошие или плохие, они необратимы. И можно было бы подумать, что актуальность темы бессмертна, однако всякое новое время непохоже на предыдущее, и часто их ничто друг с другом не связывает, кроме факта новизны, которая устаревает мгновенно.
«Великий диктатор» уже теряет свою ужасающую актуальность. Любой диктатор питается любовью одних и ненавистью других, только теперь обе стороны знают, что придёт армия НАТО и всех разгонит.
А вот человеконенавистничество – красная нить фильма «Мсье Верду» – тема стабильно актуальная. Как известно, даже эпоха хиппарей с их призывом отказаться от войн и заниматься любовью ничего не изменила в отношениях людей друг к другу. Эта тема интересна уже тем, что ставит вопрос: а кто это – человек? Кого ненавидит человеконенавистник? Женщин, миллиардеров, бюрократов, пьяниц, оптимистов, циников, святош? Бизнесменов, зарабатывающих состояния во время войн, или бизнесмена, убившего дюжину дамочек? Который из них человек?

3.

Всё дело в масштабах злодеяния – на это и делает акцент мсье Верду в своём заключительном слове. В титрах Чаплин определяет жанр фильма как комедию убийств. Всё верно, ибо жанр драмы или трагедии предпочтителен для любовных историй, которые всегда ориентированы на двух людей. Фильмы же, ориентированные на одного человека или на общество в целом – должны преподноситься легко. По многим причинам, среди которых:
- требование продюсера, думающего об окупаемости;
- желание режиссёра показать свой фильм как можно более широкому кругу зрителей;
- формат комедии сдерживает режиссёра от срыва и вложения в фильм ничем не прикрытой ярости, которая отпугнёт как зрителей, так и критиков, т.е. привлекательность.
Скорцезе усматривает прощание Чаплина с маленьким бродягой в конце фильма, когда мсье Верду ведут из камеры на гильотину, опираясь на характерную походку того. На мой же взгляд, маленький бродяга присутствует в кадре на протяжении всего фильма. И чётче всего он проявляется в моменты, когда Верду пересчитывает деньги – хладнокровно, по-кассирски, и когда тайком записывает формулу яда, замечая вслух, что только отъявленный негодяй будет проводить эксперимент, отравив какого-нибудь нищего с улицы – такого же, по сути, маленького бродягу.

4.

Анри Верду – человек, несомненно. Это открывается в самом страшном эпизоде фильма – когда он отказывается от идеи провести эксперимент с отравлением на девушке, только что вышедшей из тюрьмы. Её муж был инвалидом. «Я любила. Так, что готова была бы за него даже убить». Фраза-контрольный выстрел в зрителя. Не зря камера крупным планом показывает ноги Моны – жены Верду – в инвалидной коляске. Для него нет мира, кроме супруги и ребёнка. Нет мира – нет людей. Лишь джунгли, куда он регулярно ездит якобы в командировки, дела, бизнес. Добыча пищи, охота. Блестящее сопоставление.
Чаплин играет своего героя, лишь примеряя на себя шкуру, но не вживаясь в образ. Неглубокая проникновенность образом в данном случае лишь сильнее очерчивает контуры фигуры Верду. Благодаря этому Анри становится несколько картонным, плоским, и именно это свойство делает человеконенавистника реальнее. Словно и не Чаплин играет, а его маленький бродяга, которому вдруг поручили эту роль, зная, что у бродяги нет ни малейших представлений об актёрском искусстве.

5.

Итак, а в каком ракурсе преподнесены жертвы мсье Верду? Лидия – сумрачная, заросшая старуха. «А где же держать деньги, как не в банке?» - задаётся она вопросом, религиозно уверенная в несокрушимости банковской системы на фоне Анри, дважды стёртого в пыль из-за финансовых кризисов. Анабелла – пёстрая женщина. Мари – степенная и порочная. Исполнение женских ролей не блещет глубиной, что, конечно, служит дополнительным штрихом колоритности мсье Верду. У Чаплина практически во всех фильмах абсолютный центр внимания – исполняемые им персонажи.
Каждое убийство совершается изящно. «Как во сне», как признаётся Верду девушке, благодаря нему выжившей, и ставшей супругой владельца оружейного завода.

6.

«Вот чем стоило заняться», - вздыхает мсье Верду, услышав о её муже. И нет никакого бреда a la мнение, высказываемое многими людьми, что человеконенавистничество складывается из зависти, злости, ущёрбности и проч. «Нет, святой отец, у меня конфликт не с богом».

7.

Последнее слово Анри Верду завершает обращением, что «мы увидимся, мы очень скоро увидимся… очень скоро, очень», во время которого вмиг демонизируется, Чаплин заставляет его улыбаться канонической улыбкой дьявола, вот-вот готовой разорвать рот Верду. Это, вероятно, сделано без какого-либо намёка или подтекста, однако при желании можно рассматривать как на мгновение проявившееся на лице Верду отражение ненавистной ему цивилизации. Вероятно – потому что это не выражено явно. Впрочем, интеллектуально-художественных приёмов от фильмов Чарлза Чаплина ждать в общем не приходится. Он на подобное и не претендовал.

8.

«Питер, не мучай кошку!»

9.

«О, вы любите животных?» - «Не особо, мсье», - ответила девушка, убеждавшая мсье Верду в том, что жизнь прекрасна, свежий воздух, цветы.
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 23 •