Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Бесчестная надежда легковерна
Сенека
deboutsurlezinc
Докинематограф [1]
Событие:
deboutsurlezinc, 04 01 2008 23:44
Полузакрытое Сообщество ЭЙЗЕНШТО?
СВАИ
Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру не только в политической, но и в культурной истории человечества.
Благодаря Октябрю кино из низкопробного развлечения, каким оно было в большинстве своих дореволюционных произведений, стало равноправным членом семьи искусств. Понадобилось совсем немного времени для того, чтобы наша кинематография, поставившая себя на службу народу, создала свои первые классические произведения. На восьмом году революции появился "Броненосец "Потёмкин" С. Эйзенштейна, на девятом - "Мать" В. Пудовкина, на десятом - "Арсенал" А. Довженко, на одиннадцатом - "Элисо" Н. Шенгелая.
Принято считать, что советские классические фильмы 20-х годов, "так же как и всё советское киноискусство, своими идейными и эстетическими особенностями противостоят буржуазной киношке", что наследство, полученное советским кинематографом от дореволюционной, исчерпывается полуразрушенной съёмочной базой и элементарными профессиональными навыками режиссёров, операторов и актёров.
Такое мнение односторонне и несправедливо. Но высказанное ещё в начале 1920-х молодыми советскими кинодеятелями, впервые взявшимися за создание революционных фильмов, оно, к сожалению, продолжает бытовать до сих пор. Новые идейные и тематические задачи, возникшие в 20-х годах, потребовали отображения на экране прежде всего революционных действий, образа борющейся народной массы. Для решения этих первоочередных задач опыт дореволюционного кино, устремлённого главным образом в область психологического анализа и быта, оказался действительно почти бесполезным. И, вероятно, поэтому кинематографические новаторы 20-х годов третировали русский дореволюционный кинематограф, как отсталый и старомодный, и увлекались остросюжетным динамическим американским фильмом.
Между тем русский дореволюционный кинематограф не был ни отсталым, ни старомодным. <...> Русские фильмы систематически экспортировались в Америку и Западную Европу и нередко пользовались там большим успехом. Не случаен тот факт, что отнюдь не лучшие дореволюционные кинодеятели, эмигрировавшие после Октября за границу, оказали немалое влияние на немецкую и особенно на французскую кинематографию 20-х годов. Однако наиболее убедительным примером, свидетельствующим о высоком для своего времени художественном уровне русского кино предреволюционных лет, являются некоторые сохранившиеся фильмы, до сих пор не утратившие своего значения или даже, как "Отец Сергий" Я. Протазанова, являющиеся классикой раннего кинематографа.
Разумеется, русский дореволюционный кинематограф был плоть от плоти современных ему литературы и театра, испытывавших весьма сильные декадентские, антиреалистические влияния. Уход от широкой социальной проблематики в узколичные, сугубо индивидуалистические переживания, идейные и стилистические поиски, связанные с влиянием Л. Андреева и близкие нарождавшемуся на Западе экспрессионизму, - всё это определяло тематику и художественный метод не всех, конечно, но очень многих фильмов. Мир, воплощаемый в дореволюционном кино, как правило, был очень узок. Обычно он ограничивался взаимоотношениями нескольких человек, вырванных из реальной социальной среды и поставленных в искусственные выдуманные обстоятельства. И тем не менее в изображении душевной жизни своих героев русские режиссёры и актёры кино добивались порой очень значительных успехов. <...>
"Литературно-театральное" направление в первые годы советского кинотворчества в силу ряда обстоятельств отступило на второй план. И не только потому, что новый жизненный материал, ворвавшийся в киноискусство, потребовал создания образа коллектива, народной массы, но и потому, что молодые художники-новаторы недостаточно созрели ещё для того, чтобы актёрскими средствами и с подробностью, доступной литературе, воплотить на экране судьбы и характеры новых героев, представителей народной массы.
Не лишне напомнить, что накануне революции русский актёрский и бытовой кинематограф находился в кризисе.
Этот кризис проявлялся двояко. Во-первых, во все возрастающем отходе от реального жизненного материала, в углублении во всевозможные психопатологические переживания, мистику и даже демонологию. Во-вторых, в возникновении режиссёрского изобразительного кинематографа как антипода актёрского и бытового.
Режиссёрское изобразительное направление в дореволюционном кино противопоставляло себя господствующему психологическому и бытовому только в эстетическом отношении. Главным предметом его внимания были не переживания героев фильма, воплощаемые в актёрском творчестве, а поведение этих героев, демонстрируемое по преимуществу изобразительными и монтажными средствами.
Из этой задачи вытекала особая режиссёрская методология. Е. Бауэр в своих последних больших фильмах ограничивал задачи актёра изображением героя в данном монтажном куске, а затем сам монтажными средствами из отдельных кусков-кадров выстраивал линию поведения этого героя. А молодой Л. Кулешов в статьях-декларациях, написанных накануне Октября, шёл ещё дальше, объявляя кино особого рода изобразительным искусством, не имеющим ничего общего с литературой и театром и выявляющим замысел режиссёра-художника в композиции кадров, в которых актёр является только натурщиком, и монтаже этих кадров.
Концепция, выдвинутая Кулешовым, была взята на вооружение новаторским кинематографом 20-х годов. При всей своей односторонности и полемической заострённости она в своё время сыграла положительную роль, так как помогла разработать собственные средства кино.
Но не только эта концепция связывает новаторский кинематограф 20-х с дореволюционным. Выдвигая как специфические средства кино композицию кадра и монтаж, кинематографические новаторы, стремясь воплотить в своих фильмах образ борющейся народной массы, опирались на революционную хронику. Так от первых документальных съёмок периода Февральской революции через кинохронику гражданской войны протягивалась ещё одна нить, соединяющая советский новаторский кинематограф с дореволюционным. <...>
Как в плане творческом, так и в плане организационном, советский кинематограф было создавать не из чего, как только из того, что оставил ей дореволюционный кинематограф, который не следует безоговорочно осуждать, ибо он не был искусством, а был лубочным развлечением, только накапливающим элементы зарождающегося искусства.


взято из книги С. Гинзбурга "Кинематография дореволюционной России"
vaffanculo!05-01-2008 11:02 #1
vaffanculo!
Уснувший
Группа: Passive
О, я очень хочу посмотреть "Отец Сергий", только вот как его найти..
oh_no_oh_my05-01-2008 14:20 #2
oh_no_oh_my
Уснувший
Группа: Passive
Джей, спасибо!
Вообще взгляд Гинзбурга на дореволюционный кинематограф достаточно спорен. Он, по-моему, эту книжку в 60-е писал, поэтому там много натянутых в угоду власти моментов.
Хотя, для меня лично очень странной кажется фраза "Не случаен тот факт, что отнюдь не лучшие дореволюционные кинодеятели, эмигрировавшие после Октября за границу, оказали немалое влияние на немецкую и особенно на французскую кинематографию 20-х годов." - это вот интересно какие же. Насколько я знаю никто из дореволюционных кинодеятелей нашей страны ничего не добился за рубежом.
deboutsurlezinc05-01-2008 17:14 #3
deboutsurlezinc
Уснувший
Группа: Passive
моменты в угоду власти убраны в <...>
хотя, думаю, насчёт "просветительского кинематографа" и советской кинопропаганды стоило бы оставить. что-что, а это без сомнений было взято из опыта "царских хроник".

касательно эмигрантов - нет, не это странно, а сочетание /НЕ лучшие/. т.е. "не лучшие" - это которые из иностранных операторов, работавших у нас, что ли?

продолжение следует
oh_no_oh_my05-01-2008 21:58 #4
oh_no_oh_my
Уснувший
Группа: Passive
не, "не лучшие" - это как раз в его стиле. Ведь Гинзбург осуждал весь кинематограф до революции.
deboutsurlezinc05-01-2008 22:04 #5
deboutsurlezinc
Уснувший
Группа: Passive
/осуждал весь кинематограф/

т.е.? о_О

я бы на его месте осудил, к примеру, ужаснейшего "броненосца "потёмкина"
oh_no_oh_my05-01-2008 22:14 #6
oh_no_oh_my
Уснувший
Группа: Passive
"я бы на его месте осудил, к примеру, ужаснейшего "броненосца "потёмкина"
))))) только не говори это во вгике!!!!

на самом деле из того, что нам показывали по дореволюционному кинематографу я могу сделать вывод, что это такаааая лажа. Тот же "Отец Сергий". Я не вижу как такое кино могло повлиять на дальнейшее разитие кинематографа.

А у советских киноведов была "привычка" осуждать все что было до.
deboutsurlezinc05-01-2008 22:33 #7
deboutsurlezinc
Уснувший
Группа: Passive
ну вот опять-таки надо понимать, что в россии кинематограф просто обязан был быть лажей, так как он был продуктом из разряда творчества арцыбашева, северянина, картинки-репродукции производства бем и клевера, театра сабурова.

думаю, что даже с натяжкой нельзя называть искусством (следовательно, имеющим искусствоведческую ценность) кино, которое было популярнее театров в 10 раз.

а почему он не вышёл на уровень искусства? видимо, потому, что фотографы, которые начали было снимать что-то более-менее интересное, просто не могли никуда продвинуть свой материал. ещё бы, когда была офигенная монополия со стороны г-на ханжонкова и прочих лиц, заинтересованных исключительно в кондовой прибыли, которым было выгоднее поехать в париж и там затариться новинками.

зато в дореволюционном кинематографе была вера холодная ) а она была чудом.

знаешь, как оно повлияло на развитие? всякий этап развития - это отказ (отрицание) от чего-то предыдущего, а чтобы отказаться от предыдущего, необходимо существование этого самого предыдущего. в этом и всё значение дореволюционного кино для "новаторов" 20-х, новаторов 20-х - для послевоенных, послевоенных - для битников, битников - для ...etc всё развитие выстроено на выжимке и отказе от того, что было.

__________

а что, очень плеваться будут? )))
oh_no_oh_my05-01-2008 22:41 #8
oh_no_oh_my
Уснувший
Группа: Passive
новаторы 20-х годов отталкивались от американского кинематографа с его пластикой, быстрым монтажом, движением. Можно конечно и сказать, что они шли от отрицания того, что делалось до, но, как мне кажется, они вообще дореволюционный кинематограф не рассматривали. Ну да, можно вспомнить таких звезд как Холодная и Мозжухин, но если честно кроме нереального дыхания и густо очерненных глаз в них ничего не было. И только ранняя смерть Холодной причислила ее в ранг "великих".

_____________

да сразу пулю в лоб получишь, это же святое!))
deboutsurlezinc05-01-2008 23:03 #9
deboutsurlezinc
Уснувший
Группа: Passive
густоочернённые глаза и вообще пьероподобные лица - это символ эпохи. а холодную в ранг великих вывело то, что она, в отличие от того же мозжухина и прочих, органично смотрелась в рамках экрана. многие актёры и сегодня в фильмах смотрятся неестественно и глупо. короче говоря, к вопросу дореволюционного кино следует подходить как к "моей прекрасной няне". и запретить нельзя, и недооценить трудно.

_________

люблю святых пинать. принципиально скажу, если спросят )
oh_no_oh_my05-01-2008 23:12 #10
oh_no_oh_my
Уснувший
Группа: Passive
Ну ладно, ладно. В любом случае трагичная "понизовая вольница" навсегда оставила след в моем сердце!

__________

кстати, иногда прокатывает. Как со мной, когда я опускала на собеседование еще одного местного святого - марлена))
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 25 •