Анна Лепорская (1900-1982), одна из ближайших учениц Казимира Малевича, известна, прежде всего, как художник по фарфору. На школу Малевича существуют две точки зрения: одни делают акцент на плодотворном педагогическом опыте, а другие, наоборот, – на беспощадном диктате, уничтожавшем индивидуальность.
Анна Лепорская родилась в 1900 году в Чернигове, где провела первые годы жизни. В 1918 – 1922 годах Лепорская училась в Псковской художественно-промышленной школе, где у неё развился интерес к керамике и фарфору как к художественным материалам. "Мне доставляло большое удовольствие "тянуть" форму кувшина на ножном гончарном круге", - вспоминала она. Затем в течение двух лет обучалась в Академии художеств в Петрограде (ВХУТЕИНе-ВХУТЕМАСе*) на факультете живописи у К. Петрова-Водкина и А. Савинова.
Когда в Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК), ставший в то время центром левого фронта искусства, приехали утвердители нового искусства ("Уновис" – группа молодых витебских художников), Лепорская покинула Академию и перешла в институт. В период с 1923 по 1926 годы училась и работала в качестве практиканта в Институте художественной культуры в формально-теоретическом отделе у Казимира Малевича. Лепорская была также секретарём Малевича: у неё долгие годы хранились архив и рисунки наставника. Участвуя в разборах живописных произведений молодых художников, она вела записи анализов этих работ и помогала в экспериментальных занятиях. Занимаясь изучением цвета, предметной формы, сводя ее к комбинациям рассеянных на плоскости контрастных по цвету простейших геометрических элементов, Малевич увлекался и промышленным искусством (разрабатывал рисунки для текстиля, проекты новой посуды, цветооформление помещений).
Лепорская живо интересовалась всеми экспериментами учителя, но выбирала из них то, что было свойственно ее творческой индивидуальности. Это позволило ей в дальнейшем проявить свой талант и в оформлении выставок, интерьеров, и в искусстве фарфора. Лепорская вспоминает: "Непосредственная работа с К.С. Малевичем дала мне толчок к пониманию того, что прежде казалось непонятным. Работа с ним дала понимание основных начал пластичности всякой формы, выращивания ее как живого природного элемента цветка, растения, понимание "чуть-чуть", которое может или выстроить удивительную гармонию вещи, или сделать ее безобразной и даже вовсе разрушить".
В живописи Лепорской отзвуки супрематизма можно найти в пейзажах, сводящих мир к простейшим геометрическим формам. И всё же художественная эволюция Лепорской, как и прочих учеников Малевича (Юдина, Рождественского, Ермолаевой) была направлена на выявление собственного "голоса", индивидуального пластического чувства, приближающегося к познанию "реального, осязательного, бесконечно индивидуального и неповторимого мира" (Л.Юдин). Объединенные условным термином "живописно-пластический реализм", эти художники обратились к творческому исследованию непосредственных природных форм, постижению "странности самых обычных" вещей.
Творчество Лепорской конца 1920-1930-х гг. восстанавливает живые связи с большой традицией живописи, начиная от романтиков Фридриха и Тернера, заканчивая импрессионистами, которым были посвящены серьезные теоретические и практические штудии художницы в формально-теоретическом отделе ГИНХУКа. «Вангогизм и сезанизм» – такой сложносочиненный диагноз поставил когда-то своей ученице Анне Лепорской сам Казимир Малевич. Присутствие в работах Лепорской нарочно случайного, иллюзия мгновенного визуального впечатления - отсюда использование акварельной техники - отражает стремление художника запечатлеть подлинную жизнь вещей, "установить конкретное равновесие" между собой и действительностью.
* ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) – учебное заведение в 1920-1926 гг., в 1926 преобразовано во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт).
материалы
http://www.winzavod.ru/events/proun3011.html
http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?showtopic=3625
http://www.lt1.ru/news54683.html