Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
А горькой правды, как ни льсти, не скроет лесть.
Эсхил
Правил: írói álnév, 18 04 2008 17:33

Вячеслав Пакулин
На пути к соцреализму
Событие:
írói álnév, 17 04 2008 18:51
Полузакрытое Сообщество арт
Искусство изнутри
Бывают люди, наделённые незаурядной способностью работать над собой вдумчиво, осознанно. И в этой требовательности к себе нет места кичливости идущего к совершенству шумно, на лбу которого написано: я, мол, держусь молодцом.

Становление художника всегда граничит с фанатизмом. Как без истовой преданности материалу, личному представлению совершить этот путь? Другой вопрос, виден ли конечный пункт. Для художника Вячеслава Пакулина самой сокровенной оставалась мысль о личности художника, о верности его своему ритму.

Родился он в 1900 году в г. Рыбинске. В 1916 году поступает в Центральное училище технических рисовальщиков (ЦУТР) барона Штиглица. Ещё молодым художником испытывает влияние Кузьмы Петрова-Водкина, что ярко отражается в работах.

Петроградская мадонна. 1918 (105 kb)
Кузьма Петров-Водкин. Петроградская мадонна. 1918 г. ГТГ

Женщина в красной шляпе. 1927.jpg (65 kb)
Вячеслав Пакулин. Женщина в красной шляпе. 1927 г. Холст, масло. 106х74,5
Государственный Русский музей
Позднее художник неоднократно обращается к разным стилям за новыми образами. В том числе, древнерусской фреске и иконописи.

Да, надо сказать, что монументализм Пакулина очень привлекал. В 1926 году возникает творческое объединение 'Круг художников', куда входят Р. Британишский, М. Ф. Вербов, Д. Е. Загоскин, Б. Е. Каплянский, Н. С. Могилевский, П. А. Осолодков, А. Ф. Пахомов, А. И. Порет, А. И. Русаков, А. Н. Самохвалов, Г. Н. Траугот, С. А. Чугунов и др..

Вячеслав Пакулин с рвением, достойным восхищения, участвует во всех мероприятиях, проводимых организацией, он даже становится её председателем. Призванные найти кратчайший путь 'через картину к стилю эпохи' – а на дворе время перепланировки Москвы, у всех на слуху архитектор Жолтовский (его мощное и изящное здание Госбанка на Неглинной зазвучало в унисон с линией партии) – художники-круговцы уходят с головой в живописные упражнения, а зарабатывают два раза в год: 7 ноября и 1 мая, оформляя площади к демонстрациям, рисуя многочисленные транспаранты. Вот, кстати, где пригодилась Пакулинская любовь к монументальным вещам.

Остальное время они отдают терпеливым исканиям новых форм и жанров, подготовке к выставкам в ГРМ, шумным посиделкам на квартирах у Пакулина и Пахомова с околохудожественными диспутами...

В 1926-27 гг. Вячеслав Пакулин работает над своим программным произведением 'Жница', вкладывая в него всю страсть формально-теоретических поисков предыдущих лет. К произведению прилагается манифест-описание задач, раскрывающихся в этом полотне. Манифест заканчивается постулатом: 'В основе: контроль разума в равной соподчиненности с ассоциациями от природы'.


Вглядитесь в эти дышащие здоровьем и энергией формы! Это не портрет женщины, это гимн советской колхознице:

Жница. 1926-27.jpg (102 kb)

Жница.
1926-1927
Холст, масло. 152х187
Государственный Русский музей
Статная, сильная фигура 'Женщины с вёдрами' 1928 года с первого взгляда поражает воображение. Такая и в горящую избу войдёт (вот, вёдра уже готова), и план перевыполнит, и нового советского человека воспитает.

Женщина с вёдрами. 1928.jpg (74 kb)
Холст, масло. 187x151,5
Государственный Русский музей
В тридцатых годах художник резко меняет манеру письма. 'Учиться нужно прежде всего у природы' – пишет он в дневниковых записках. В результате опробывания нового подхода появляется полотно 'Турбокорпус завода 'Электросила''. Автору удалось гармонично соединить индустриальный сюжет с естественностью персонажей.

И все эти болтики, шестерёнки одного большого колеса Индустриализации (вместе с людьми) выглядят невесомо.

Турбокорпус завода Электросила. (107 kb)
Но где ещё увидеть влияние природы на восприятие художника, как не в пейзажных работах.


Арка Сената. Пакулин.jpeg (73 kb)

Пейзаж. Ивы. 1939.jpg (155 kb)

Лёгкие и строгие гуаши сороковых годов показывают свою историю Блокадного Ленинграда.

Демидов переулок. 1943.jpeg (59 kb)

Мойка. 1944.jpg (130 kb)
Так получилось, что, создавая свою летопись страданий города на Неве, Вячеслав Пакулин выполнян своеобразный заказ сверху – сам того не ведая. А в послевоенные годы многое из написанного Пакулиным подверглось жёсткой критике, как 'яркий пример формализма в живописи'. Художник даже стал свидетелем уничтожения части своих работ. Он умирает на 51 году жизни, почти забытый, не отмеченный ни званиями, ни наградами.

Что осталось от художника кроме его работ? Кроме памяти о нём самом? Его жена Мария Александровна Федоричева (1895-1971), сын Вячеслав Вячеславович Пакулин (1950-2000) и дочь Любовь Вячеславовна Пакулина (р. 1947) тоже посвятившие себя занятиям живописью.

'Нет, весь я не умру' – можно говорить всё что угодно при жизни, но время самостоятельно и безусловно. Границы стираются, иные противоречия обостряются, иные сглаживаются. Важно брать материал настоящего и строить грядущее.

Каждый зритель сам для себя расставляет акценты. Более того – каждый зритель выбирет то, что он будет смотреть, – сам.

В заключение хочу привести цитату, с которой для меня началось знакомство с личностью Вячеслава Владимировича Пакулина:

'Страшная вещь, когда художник сам себя признал'.

Было ли это предупреждением или пометой для личного пользования. Признал себя Вячеслав Пакулин или не признал... Мне кажется, судить об этом не нам и не в наше время. Но одно совершенно точно – автор знал, что делал и оставил после себя работы, наполненные жизнью и настроением эпохи.


http://www.encspb.ru/ru/article.php?kod=2804030323 – Энциклопедия Санкт-Петербурга
'ACADEMIA', 1929. Телеканал 'Культура', от 15 апреля 2008 г.
Живопись.ру - библиотека - Пакулин Вячеслав Владимирович
jivopis.ru/biblio/blitz.php?page=165
http://www.manege.spb.ru/ru/pakulins.html - Выставочный зал в Манеже СПб.
Donald Switcher17-04-2008 22:58 #1
Donald Switcher
Автор
Группа: Passive
*отпала челюсть*

iroi!! готов брызнуть на экран слезищами!!
готов растереться в порошок из сырого городо-продукта
подставить себя под примитивную полоску, но
из изб, их сита, лемоха, ног, рук и
грандиозного языка разнесенной по ролям художества записки
перечеркнутой кабинетным катклизмом
но пустившей корни в державу дуба....

Пакулин- призвание

"петроградская мадонна"- больше всех понравилась, именно коллажем
суеты и статики, у меня последнее время оргазменные мурашки от этих штук бегают....

"турбокорпус" скорее слишком хаотичен и не выдержал мыслищи

"женщина с ведрами"- пассия госплана, разрешение и секунды энигмы
от Пакулина в автоматических глазах

преотличная статья!!!! моя очередь))....

дамми
Улица, перекресток, улица, перекресток, улица, перекресток, ворота, тихий вестибюль, тихая лестница, брим, брим, брим, брим, тихая прихожая, тихая комната…
p(tash)ka18-04-2008 09:51 #2
p(tash)ka
Хранитель
Группа: Passive
Из покалеченности совком, оказывается, тоже можно сделать искусство.

Спасибо за статью. Чувствуется, что написана с участием, захотелось понять о хуждожнике больше.
Если не сложно, подскажите, где можно посмотреть прилагаемый к "Жнице" манифест?
Мария Гринберг18-04-2008 10:11 #3
Мария Гринберг
Автор
Группа: Passive
Мдя...
Не хотела бы я оказаться его натурщицей.
Алари18-04-2008 10:19 #4
Алари
Координатор
Группа: AdmX
о-о-о!!
creativity under attack
deboutsurlezinc18-04-2008 12:42 #5
deboutsurlezinc
Уснувший
Группа: Passive
всё ж он глубоко заблуждался насчёт страшной вещи.
írói álnév18-04-2008 17:26 #6
írói álnév
Фенек
Группа: Passive
Donald Switcher, спасибо. интересна такая экспрессивная реакция... один момент, Джимми, 'Петроградская мадонна' - Петрово-Водкинская вещь)

жду очереди, ага. насчёт 'Турбокорпуса' готова спорить. мне кажется очень удачным – всё кстати: голубые тона, почти игрушечные фигурки рабочих и массивность машин...

p(tash)ka, я рада, что заинтересовала. манифест... надо покопаться. к сожалению, я сейчас в походных условиях, так что найти вряд ли удастся. приеду домой, папа подскажет :)

Мария Гринберг, быть натурщицей – тяжкий физический и эмоциональный труд. не все на него способны :)

Алари, Мить, спасибо, что читаешь.

deboutsurlezinc, уважаю мнение :)
Живите в доме – и не рухнет дом. © Арсений Тарковский
Donald Switcher18-04-2008 19:07 #7
Donald Switcher
Автор
Группа: Passive
вздорный джими)) Петров-Водкин, да....

"турбокорпус" впрочем весьма неплох!! видимо он мне, как рабочему, немногим отличающемуся от заводских делков, встал в сердце штыком, учитывая мой вчерашний уход с работы, ссоры, ссоры, и возможное увольнение,

эх, человек- создание замешанное и мечтающее о помешательстве....

вот и всё

dummy
Улица, перекресток, улица, перекресток, улица, перекресток, ворота, тихий вестибюль, тихая лестница, брим, брим, брим, брим, тихая прихожая, тихая комната…
nilovna19-04-2008 14:03 #8
nilovna
Уснувший
Группа: Passive
Спасибо! Интересно,полезно,
жду новых произведений с Вашими коментариями.
írói álnév21-04-2008 17:55 #9
írói álnév
Фенек
Группа: Passive
я рада.

Джимми, mon cher, не грусти)
Живите в доме – и не рухнет дом. © Арсений Тарковский
Donald Switcher22-04-2008 21:16 #10
Donald Switcher
Автор
Группа: Passive
iroi, darling!! i was saved

^ ^
___)

yours jummy

Сообщение правил Donald Switcher, 22-04-2008 21:17
Улица, перекресток, улица, перекресток, улица, перекресток, ворота, тихий вестибюль, тихая лестница, брим, брим, брим, брим, тихая прихожая, тихая комната…
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 36 •