Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Человек не должен печалиться, если он не имеет высокого поста, он должен лишь печалиться о том, что он не укрепился в морали. Человек не должен печалиться, что он неизвестен людям. Как только он начнёт стремиться к укреплению в морали, люди узнают о нём.
Конфуций
J Sunrin   / Секс-Символ Эпохи
"Слабая мартовская кошка, что я могла ответить настоящему мужчине?"
По рассказу Александра Дунаенко "Пара слов о Рафике Бездовиче"

* * *
Своеобразие рассказу придаёт тщательно выписанный образ рассказчицы. Читателя с первых строк очаровывает характерный говор, лёгкая ирония героини, цельность и отчётливость проявляющегося характера. Автор очень удачно построил образ - ни тени осуждения, у всех свои ценности в жизни, свой путь. И только время покажет, насколько это было настоящим. Героиня в самом начале рассказа имеет свою чёткую иерархию ценностей, в которой нет места любви - и любовь врывается неожиданно, ломая и нарушая все жизненные планы и стереотипы. Героиня сама себя не узнаёт в неразумной счастливой любящей женщине. Конфликт ума и сердца переворачивает её внутренний мир. Изначальные ценности возобладали, героиня сумела осуществить све свои мечты - и любовь её остаётся в прошлом. Так же как и уверенность в правильности выбранного пути.

Этот рассказ смешной до слёз - и грустный до слёз. Не поучает, не морализаторствует, не навязывает никаких выводов - а ведёт за руку через лабиринт заблудшей души.

Ключевой вопрос в рассказе:
"ПОЧЕМУ МЫ ТОГДА НЕ РАЗБИЛИСЬ?.."

Героиня вновь и вновь возвращается к воспоминанию о моменте, когда лёд прагматизма оказался сломлен и душа её родилась для любви. Вся логика её жизни исключает любовь - и любовь уйдёт, оставив после себя незаживающую рану в живой душе. Вот эта боль и делает героиню человеком - эта открывшаяся способность любить. Открытость любви и миру. Никогда уже не вернётся к ней инстинктивная животная уверенность, с которой мы сталкиваемся в самом начале рассказа. Таким образом, рассказ этот - о рождении души.

Неуместно было бы промолчать об особенностях языка произведения. Автор с замечательным мастерством передаёт характерные интонации уникального одесского говора. Этому служит и эмоциональная насыщенность речи героини и лаконичность слов-предложений: " Тысячу. Десять тысяч раз..." - в этих внезапных точках - темпераментная насыщенность речи.

Высший пилотаж рассказчика - безоценочность.
Нигде, ни разу, ни полунамёком автор не выдаёт своего отношения к героине. Этим часто грешат даже известные литераторы, заранее информируя читателя о своей позиции в отношении поступков героя (чтобы не путали с персонажем?). Такая отмежёванность автора от своего героя создаёт психологический дискомфорт у читателя. Здесь этого не происходит. Здоровой психике героини свойственно полное и безоговорочное приятие и оправдание своих поступков и образа жизни.

Тонкий изящный юмор, хорошей основой для которого ложится одесская манера речи героини:
"Нужно быть только внимательной и не упустить своего счастья. Я тысячу раз была внимательной..."
"так часто никому не дают стипендию, я им ясно дала это понять, и они навсегда пропали"
"Ночью в квартале дрожали стёкла, а это чудовище выло мне серенаду."
"прижималась к нему всеми фибрами"
"заявился ко мне ни свет, ни заря без пятнадцати полночь"
Игры слов, неологизмы - "свободнолюбимая", "аморетизаторы".

Поэзия диктует автору юмор, интонации, ритм. Во второй части произведения одесский акцент пропадает - и мы не замечаем этого, захваченные другой эмоцией, диаметрально противоположной началу рассказа. Стон женщины, потерявшей свою любовь, повергает в растерянность неподготовленного читателя. Контраст усиливает эмоцию и на расслабившегося незащищённого читателя обрушивается вся боль героини. В этом виртуозном умении играть на струнах души - я узнаю Поэта.

В рассказе есть радость и боль, это кусочек настоящей жизни.

___________________________________________________
Ссылка на рецензируемое произведение:
http://www.proza.ru/2001/10/08-94
©  J Sunrin
Объём: 0.089 а.л.    Опубликовано: 04 03 2009    Рейтинг: 10.04    Просмотров: 2139    Голосов: 1    Раздел: Литературная критика
«Не будь жестокой»   Цикл:
Секс-Символ Эпохи
«Целуйте ваших женщин»  
  Рекомендации: Viking   Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
Добавить отзыв
Чуйков Александр06-03-2009 03:58 №1
Чуйков Александр
Автор
Группа: Passive
"Таким образом, рассказ этот - о рождении души."
Вы сами сказали, что рождается человек. Душа, по-моему мнению - не личность.
"Нигде, ни разу, ни полунамёком автор не выдаёт своего отношения к героине."
Я думаю, что от автора зависит то, как он пишет.
"Такая отмежёванность автора от своего героя создаёт психологический дискомфорт у читателя"
Это не всегда так.
"В этом виртуозном умении играть на струнах души - я узнаю Поэта."
Поэт - просто слово.
Не пиши чушь, работай головой!
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 33 •