Рецензия на стихотворение «Любить Обречённых» автора J Sunrin
Форма. Форма стихотворения неклассическая, построенная на чередовании полных и укороченных строк. Большинство из обрывов строк показались мне удачными (например, "Ты ничего / обо мне / не знаешь. / Убирайся!"), но есть и те, что вызвали сомнение в их надобности («Разговаривать / ни о чём» и «забывать обо всём в медитации / поцелуя»). Думаю, оставив эти две строки цельными, автор добился бы большей эмоциональности (за счёт интонации, пауз и ритмики длинных строк). Несомненным достоинством стихотворения является применение разнообразных форм рифмовки, как обычных внешних (точных «забыть – любить» и сложных «страха – сахара»), так и внутрненних («не знаешь – замираю»), замечательно перенесение рифм из одной строфы в следующую. Отличная рифма: «знание – заново»! Понравился ритм. Читая стихотворение, будто преодолеваешь (словесные) пороги, и всё чётко, нет сбивчивости ритма такого, что запинаешься. Сам люблю так писать. это экспрессивно, современно, сильно, и в то же – лирично. Единственное – показалось – автор пытался искусственно «сгладить» эти пороги, сделать ритм более ровным (это строка «общее состояние» и некоторые переносы, о чём говорилось выше).
Содержание. В целом тематика стихотворения не нова, оно о любви, однако автору удался новый (или тоже не новый? но интересный) взгляд – тезис «мы все обречённые: на любовь». Стихотворение открывается риторическим вопросом от первого лица, а заканчивается выводом – от второго («ты»). Это позволяет преодолеть субъективность, ну и, конечно, показывает художественное способность автора выстраивать сюжет (в любом стихотворении есть сюжет!). Не скажу, впрочем, что сюжет завершён полностью. Есть какие-то непонятки, недомолвки… Наверное, слишком быстрый переход от конфликта к развязке. Мотивы Мотив «знания» – возникает через оппозицию «знаешь – не знаешь». Важен при построении каркаса стихотворения. Участвует в анафорической концовке («знаю – и ещё знаю»). Мотив «компромисса» – снова оппозиция: «подчинение – неподчинение», основа конфликта. Начинается он, наверное, в крике «Убирайся!» (действие), а заканчивается «кружкой чая» (отсутствие действия как противодействие), отзвуки его – до конца. Смысл: компромисс – примирение, взаимные уступки. То есть, «есть вещи, которых лучше не знать».
Лексика. Поверхностно – не удивило. Всё те же абстракции, «желание», «жалость», «отвращение», «любишь» и т. п. Образы и ассоциации старинные, избитые: кружка чая, умеешь любить, ничего обо мне не знаешь… Чего-то достойного особого внимания я не нашёл. Обращаю внимание на шероховатости. «Есть вещи, которых лучше не знать». Поскольку «вещи» существительное неодушевлённое, здесь более правильна форма «которые» (ср.: «Вещи, которые я узнал»). «Общее состояние». Совершенно, на мой взгляд, бессмысленная, «общая» фраза. Зачем она здесь? К тому же ритм она создаёт довольно обычный. «Любить открывая женщину заново». Единственная фраза, вызвавшая протест. Но – это мои проблемы – без комментариев. «Любить Обречённых» - смутило название, какое-то голливудское. К тому же повторяет первую строку. Наверное, оно отражает смысл, но уж больно прямо, напролом. Мимоходом о препинании: кое-где не хватает запятых. Понравилось: скобки и то, зачем они.
Выводы В целом стихотворение заинтересовывает, способно погружать в себя. Тема раскрыта. Но, показалось, что несколько поверхностно. В этом минус коротких стихотворений. С этим надо как-то слаживать. Или «раскрывать скобки», уточнять и т. п., или применять более разнообразные, более зрелые лексические приёмы. Формальная часть понравилась гораздо больше, чем содержательная.
Пи Эс. Первая рецензия, поэтому я старался быть объективным, но не всё, может, удалось.
|