Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Ударил я топором
И замер... Каким ароматом
Повеяло в зимнем лесу!
Бусон
Открытое Сообщество Рецензенты Прозы Открытое Сообщество Лидер: В. И. Ульянов (Ленин)

Произведение: «Честная сделка» - Анд Всемогущий
Рецензия: В. И. Ульянов (Ленин), 0.199 а.л., 15 06 2007 // Все рецензии сообщества
В рассказе «Частная сделка» автор выступил в роли художника. Идея картины, рисованной автором, не нова и называется – сделка с дьяволом. Ситуация, лежащая в основе сюжета, знакома читателя и концовка, в принципе, угадывается. Для того чтобы уйти от обыденности выбранной темы, автор сделал упор на визуальный ряд рассказа.
Для начала рисуется фон. Ему посвящена первая, вступительная часть рассказа. Она состоит из описания, как бы подбор палитры и задание настроения для будущего повествования.
В первом абзаце описывается мир ночного метро. Каждая фраза соединяется с последующей описываемым объектов, а, также, созданной атмосферой. Используются предложения с глаголами несовершенного вида – отражались, бежали, берегли – как раз характеризуют замедление и ожидание перед оживленным действием.
В середине абзаца виден переход в будущее – «чтобы через несколько часов утопить в нем гулкое эхо спешащих шагов». Здесь прозаическая строфа заканчивает, но продолжается абзац, нагнетая стремление в будущее, к новому дню.
И кульминацией становится фраза – «земля постареет еще на один день». Именно она становится связующим звеном для перехода ко второй и центральной части рассказа.
Для чего автором задан такой фон? Ведь о том, что действия происходят в метро можно узнать из последующих строк.
Здесь и проявился художественный подход, стремление показать контраст между таинственностью ночных огней и сокрушительной силой людских волн. Автор показывает, что метро, несмотря на свою обособленность от внешнего мира, все равно покоряется законам земли. И все здесь не так загадочно…
На этой интонации автор знакомит читателей с главным героем – Сергеем.
Как представляется герой?
Для него судьба – игра в монетку: повезет или не повезет. Он обычный подземный житель, который сливается с толпой и спускается сюда для заработка. И хотя автор говорит о том, что картонка превращается в сцену, для Сергея она служит защитой от холодного пола и не более. Скрипка – единственное, что есть у него ценного (отношение как к ребенку), поскольку ее струнами герой вызывает жалость у толпы. И толпа платит за стоны подаяниями.
Сергей даже не музыкант, ему безразлично что играть – лишь бы это приносило деньги. Почему неслучайный прохожий избрал именно этого серого человека? Может быть из-за его слабости и бедности, как душевной, так и материальной. Может, из-за скрипки, которая стонала в неумелых руках.
Такой безликий человек, как Сергей, и привлек дьявола. Он и рисуется силуэтом, сидящего на картонке нищего, без лица и без прошлого.
После знакомства с главным героем, вернее образом главного героя-нищего музыканта, автор переходит к диалогу с дьяволом.
Сцена появления прохожего описана очень живописно. «Еще миг – и холод от их (глаз подошедшего человека) льда сковал все мышцы»; «пропал необходимый легким воздух»; «ватные ноги» - довольно-таки детально показано состояние героя. При этом, охвачены только физические ощущения, связанные с приходом странного незнакомца, но не внутреннее переживания героя. Поскольку на его месте мог оказаться любой…
Физические ощущения тесно переплетены с увиденным, услышанным – «он услышал тишину. Нереальную, невозможную в этом месте»; «все замерло, как в стоп кадре»; «миг, вдруг ставший вечностью»; «набат аплодисментов, проникая в грудь, сжимал сердце и вливал в кровь липкие капельки страха». Кульминацией описания становится чувство – страх, естественное в данной ситуации. Оно закольцовывает эпизод, который начинался с восприятия героя («еще улыбался») и завершается на предельном ужасе.
Стоит заменить, что состояние страха описано несколько стандартно – те же «ватные ноги» или «гулкий стук крови в ушах». Миг всегда равняется с вечностью при встрече с дьяволом. Пожалуй, аплодисменты также являются атрибутом появления властителя преисподней, но все эти мистические элементы отлично вписались в данный эпизод. Но не в достаточной мере оживили его… Почему? Это видно, прежде всего, из диалога.
Конечно, в разговоре ведущая роль достается дьяволу. Так и представляется заданный типаж обычного прохожего – «серая шляпа, костюм и туфли такого же цвета», обманчивый и ожидаемый зрением человека образ. Реплики идут издалека к главному: «всегда рядом», «нужна помощь», «стонет скрипка в Ваших руках». И наконец – «Я предлагаю Вас сделку». Хорошая тактика для гипноза и убеждения. Тем более, судя по ответным однословным репликам герой и не смог бы ничего толкового ответить. Он раб. Сперва он был рабом своей судьбы, когда каждый день спускался в метро и играл для сбора милостыни. Теперь ему предложили стать рабом скрипки.
«Скрипач сидел на полу, а рядом спешили люди» - начинается следующий эпизод после встречи и таинственного обещания. Резкий возврат в реальность – никакой сцены и аплодисментов, только - метро и люди.
В этом эпизоде автор приписывает герою косвенное мысли и догадки – «пытаясь успокоиться, Сергей убеждал себя». Опять же – так мог размыслить любой. То есть, герой лишен черт, склонностей верить потустороннему или не верить. Каков он покорен или импульсивен…
Главный герой, прежде всего, здесь раб сюжета. Поэтому его действия определяются автором.
«но вдруг он увидел незамеченную им раньше подпись мастера….Скрипач зачем-то погладил ее…» - неопределенности добавляют наречие «вдруг», поскольку оно не отвечает на вопрос «почему», лишь указывая на внезапность действия, необдуманность.
Местоимение «зачем-то» усиливает неопределенность действия.
В следующем эпизоде показано, как им овладевает скрипка – «скрипка сама легла на плечо». Хорошо увязано влияние музыки, поведение людей и состояние главного героя – «мышцы ныли от изнеможения».
Теперь главный герой зовется автором «скрипач».
Как же прорисован этот эпизод. По сравнению с предыдущими фрагментами, здесь автор больше уделил внимания восприятию, поскольку нужно было показать влияние музыки на людей. «Послушные воле струн, они страдали и плакали. Слезы были горькими, но их горечь смывала копоть с души» - главная фраза, описывающее то, что происходило.
В не скольких фразах («раздавленные совершенством, люди») – проявляется картинка, статичная. Нужно отметить, что описания (на которых делается упор) замедляют повествование.
Однако в этом и заключалась задача автора. Не описать действия персонажей, а создать ситуацию с заданной последовательностью действий. Причем, набор деталей в данном рассказе минимален, зато в достаточной мере использованы изобразительные средства в тексте.
Мистическими штрихами автор довершает картину на высокой, но опасной ноте ожидания. Плененный волшебством, главный герой остается во власти скрипки.
Третья часть рассказа довершает историю Сергея – дьявол выполняет свое общение.
Меняется стиль автора, меняется главный герой – идея рассказа показывает читателю другой бок.
Нарушается привычная схема сделки, так как, душа отдается за дар, полученный авансом.
Третья часть составляет контраст описательной первой и второй части. Уменьшением художественности, автор хотел показать иное восприятие мира героем и его очерствение.
Теперь он зовется «маэстро» - третий статус раба гения и славы. Без сожаления отдает чувства, которые мешают искусству и карьере.
Данный диалог не только подытоживает рассказ, но он озвучивает картинку, которая до этого была немой. Оживляет старую идею, придавая ей иного звучания.
«Бесценных граммов человеческой души» - проявляется авторская оценка произошедшему. Хотя фраза «вышел лёгкой походкой человека, идущего к цели» - красноречивее подчеркивает мораль. Действительно, иного мнения и не должно было быть. Но, при этом, действия дьявола не осуждаются, поскольку он выступает сценаристом в данном спектакле. Сергея автор старается оправдать, списывая поступок на его слабость. Человек не мог состязаться с коварством дьявола, который подкупил его доступностью дара. Но деталей, прописывающих характер Сергея, не хватает, чтобы вызвать к нему жалость и понять весь трагизм утраченного им. Только в финальном диалоге это удается частично, но новому человеку, коим стал герой, не нужно сожаление.
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 20 •