Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
И представление мыслится как нечто возникающее от существующего и запечатлевающее, отпечатлевающее, напечатлевающее его, как оно есть: от несуществующего оно бы не возникло.
Стоики
Открытое Сообщество Рецензенты Прозы Открытое Сообщество Лидер: В. И. Ульянов (Ленин)

Произведение: «Отражение» - UrsusDormiens
Рецензия: В. И. Ульянов (Ленин), 0.1943 а.л., 24 12 2007 // Все рецензии сообщества
Зарисовка о мыслях и чувствах, которые могут возникнуть после напряженного трудового дня и превратиться в манию.
Автор погружает главного героя (рассказчика) в атмосферу метрополитена, причем, не описывая детально обстановку, а передавая ощущения.
«Я зашел в вагон, и устало облокотился на поручень, поставив сумку с книгами и портфель между ног» - здесь впервые звучит слово «устало», которое будет повторяться периодически, обозначая настроение рассказа:

в моем нынешнем состоянии
на меня, уставшего после тяжелого дня
неправильное отражение уставшего лица, мятой рубашки
Наверное, просто устал, выложился, но не настолько же!
Домой приехал уставший

Конечно, автор мог не повторять об усталости постоянно, или разнообразить фразу, избегая повтора. Но, благодаря возвращению к усталости, передается состояние главного героя, который размышляет во время поездки.
Герой не раскрывает себя в зарисовке, что обозначается фразой: «никто обо мне не может знать столько, сколько знаю я, никто не знает моих пошленьких тайн или высокой философии, того насколько я остро воспринимаю этот мир». В описанной ситуации так и есть: герой – обычный человек, который хочет скорее добраться домой, но, попадая в вагон метро, он замечает странные вещи, и поездка становится пыткой.
А начиналось все просто: «Напротив меня стоял высокий мужчина с пышными усами в легком светлом пальто и темных очках». И необычный взгляд на окружающий мир создает интригу в зарисовке: «мне казалось, что он смотрит прямо на меня, как инопланетянин, огромными черными непроницаемыми глазами, в которых искаженно отражался весь вагон».
Здесь впервые звучит слово «отражался», ключевое для завязки сюжета. Одновременно автор начинает готовить почву для кульминации – описывает цепочку размышлений героя, которые приводят его к открытию:

«Вначале я не понимал, что меня привлекало в этом странном человеке… именно черные стекла манили мой взгляд, именно они притягивали – в них был я»

Но и сказав об особенности мировосприятия главного героя, автор обходится намеками, особо не раскрывая, ни характера его, ни прошлого:
«отражение – я и не я, человек, который укоризненно смотрит на меня, восхищается мной, гордится моими поступками, и укоряет меня за нервозность и вспыльчивость» - интересно, что бы такого мог увидеть главный герой в собственном отражении, которое боялся и проклинал. Автору не хватило еще некоторых штришков, чтобы выделить своего героя, обозначив страхи и радости, все, что он хотел бы скрывать от других, но мог упомянуть во внутреннем монологе, коим и являлся этот рассказ.
«вот он, это непреклонное доказательство человеческой души» - пожалуй, одно из интересных открытий, сделанных из наблюдения за главным героем. Стоило бы добавить какую часть (личину) своей души увидел тот в отражении.

Кроме этого в зарисовке есть место и описаниям атмосферы в вагоне:
«…никакой реакции на капризную девочку, сидящую позади меня, или старую бабушку, которой, как всегда, никто не уступил место…»
«в вагон некультурно ввалилось сразу столько человек, что они сместили меня с моего места, и своей массой заставили держаться за неудобный вертикальный поручень, практически прижав к меня к нему носом»
«девушка, измученная жарой, и забитыми глазами разглядывала цветастую рекламу, приклеенную на стене»
Всего три фразы, но они передают уже ставшие привычным для любого общественного транспорта картины. Однако здесь привычные «бедствия» приводятся с позиции главного героя, что, конечно, делает героя не созерцателем, а участником; а читатель может не только видеть, но и поставить себя на место пассажира.

В зарисовке видны три разные «вида» отражения, увиденные героем.
Отражению в черных очках соответствуют первые бурные впечатления от открытия, и всплеск эмоций подчеркивается музыкальным фоном - «Днем гнева» из бессмертного реквиема Моцарта».
Отражению на металлическом поручне – «неправильное, вытянутое, делавшее меня уродом из уродов, плющившее вагон словно игрушку, сохраняло свое главное свойство – пародию на мир» - отчего-то автор сопоставил кельтские мелодии. Хотя в вагоне подчеркивался настоящий хаос из-за ввалившей толпы, и хаос в душе героя, который увидел карикатуру на себя.
Отражению на дверях вагона не помогала никакая мелодия, автор не указал ничего (хотя стоило бы). Третье отражение – «чудище, с глазами между странных труб и проводов, растянутые губы, каждое мгновение меняющееся, искривляющееся, хохочущее» - самое ужасающее из всех трех, и оно довело героя буквально до истерики. Что сказалось на настроении зарисовки и на стиле автора.
В тексте появляются восклицательные и вопросительные фразы, и предложения стали короче в сравнении с первой частью, где они местами уж слишком длинны.
«Наверное, просто устал, выложился, но не настолько же!»
«Хотел заснуть, но не спалось, меня мучили мои отражения, я думал о них, я пытался понять, откуда и для чего они берутся, зачем они существуют?»

Доведенный до отчаяния герой видит в экране телефона глаз, и ощущает смущении от того, что кто-то наблюдает за ним через отражение. Вернувшись домой, он пытается сразиться с собственным отражением в зеркале ванной, угадать, кто отвернется первым. Его мысли все больше походят на безумие, когда герой думает о том, что в воде, набранной в ладони, тоже есть отражение.
Какие выводы позволяет увидеть автор, описывая терзания человека уставшего и впечатлительного. Верны ли его выводы или все это иллюзия, созданная жарой и умственным напряжением.
В качестве развязки служит эпизод на озере:
«Я знаю, что я отражаюсь в озере, но я туда не смотрю» - герой спокоен, он лениво жует травинку, лежа на большом камне. И автор показывает, что ему нужно было лишь отдохнуть, чтобы остановить пытку воображением.

Затронув глубокие темы, автор не погрузился в них, ограничившись броскими фразами о душе, о познании себя и противоречиях. Главный герой раскрыт настолько, сколько надо было видеть его для ситуации – чувствительный, уставший человек, которого впечатлило увиденное.
Конечно, идея с тем, что случайно увиденное отражение может навести человека на определенные мысли о себе, хороша. Но здесь она раскрыта, как небольшое помешательство переутомленного героя.
«Я зашел в вагон, и устало облокотился на поручень, поставив сумку с книгами и портфель между ног» - сперва был «поставив сумку…», а потом – «облокотился»
«Но на самом деле мое отражение меня не привлекало, но манило, завораживало» - привлекало/манило – синонимы…
«…и мне казалось, что он смотрит прямо на меня» - перебор с местоимениями; в этой фразе «мне» лишнее (казаться могло только главному герою); нужно разбить предложение, из которого взята фраза, на два.
«пока я рассматривал его, этого странного человека» - и его, и этого, и человека… тройное уточнение (хватило бы одного)
«Я не могу сказать…»; «Не могу с уверенностью сказать…» - на такой маленький текст заметный повтор фразы, разнообразить надо
«Но вдруг, ниоткуда пришло решение, словно задача, не решаемая, по сути, нашла неправильный поток моих мыслей, и была решена» - повтор однокоренных «решение»
«все так торопятся, черт бы их всех побрал» - и все, и всех (опять местоимения)
«Сколько раз в жизни я ездил в метро, и никогда меня не смущало мое собственное отражение» - я, меня, мое (и никогда не смущался отражения)
«Я наклонился над раковиной, (лишняя запатая) и, набрав в руки воды, выплеснул ее себе на лицо, что бы (слитно) ушло наваждение»
«Домой приехал уставший, (лишняя запятая) и, зайдя в ванную комнату умыться, сразу же пожалел об этом»
«В нем, как это не удивительно, отражался весь я, судя по всему оттого(от того), что оно было закруглено»
«обнаружив его отсутствие только посредством ассоциативного ряда, идущего от пресловутого отражения в очках» - «отсутствие», «посредством» - использование слов официального стиля (канцеляризмы)
По тексту надо подчистить местоимения и союзы.
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 20 •