Где- то две тысячи лет назад по широкой пыльной дороге в Дамаск шел человек по имени Савл; гонитель христиан, он должен был изобличить христианство в Дамаске. Издалека он видел уже башни города. Но о том, что случилось далее, сказано так: « Внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9,3-4) У человека, поднявшегося с земли, было то же обличие, была та же одежда. Однако он назвал себя новым именем- Павел. Он продолжал путь, но сама дорога безмерно удлинилась. Он пришел к народам, о которых и не слыхали книжники Иудеи.. И до сего дня в самых глухих деревеньках христианского мира верующие помнят апостола Павла. Как и все в Вечной Книге, эта история поучительна и многозначительна. Потому что каждому человеку дан жизненный путь, на котором свершается все: и озарения, и неудачи, и страх, и боль, и горечь. Но каждому человеку дана еще возможность стать другим. Человеку дана возможность осознать свою жизнь как Путь к совершенству
У Г. Сенкевича был поразительный талант и воля. Талант воспевать родину и воля менять свою жизнь, ибо его жизнь- это всегда литература и Польша. Я рада, что для меня Сенкевич сразу начался с « Крестоносцев». Не с « Янки- музыканта», не с его более ранних новелл эпохи позитивизма, а именно с этого захватывающего романа о самых достойных и самых преданных. Потому что в огне сражений, лязге доспехов и свисте ветра всегда есть любовь..Герои Сенкевича считают, что любовь- это недуг, но каждый, каждый отдал бы жизнь за этот недуг, потому что любовь важнее и главнее жизни.... «Потоп»-это роман о 1655-1657 годах Речи Посполитой. Это вторая книга из знаменитой «Трилогии « Г. Сенкевича( « Огнем и мечом», « Потоп» и « Пан Володыевский»). Это один из первых в Польше роман, в котором особое место занимают жанровые черты приключенческого романа. Что- то типа романа Вальтер Скотта, где личная жизнь героев представлена на исторической основе. Самое главное- это надежда. Это роман о надежде и любви.
Счастье - это глаза, которые могут засориться пылинкой, и из них потекут слезы,- сказал Г. Сенкевич о счастье. Роман, принесший Г. Сенкевичу Нобелевскую премию- « Quo vadis». Роман, о котором я могу говорить долго и много, потому что это именно та книга, после прочтения которой не спится по ночам. И это именно тот роман, который подтверждает эти слова. Достаточно вспомнить хотя бы одну из сцен , которые заставляют невольно верить и чувствовать. Каждая сцена, каждый герой- это нечто особенное. Римский патриций, влюбленный в приговоренную к смерти христианку; император, готовый пожертвовать своей столицей, ради того, чтобы дописать поэму; стойкие духом мученики, поющие на окровавленной арене славу Христу, а еще оргии во дворце Нерона , проповедь Петра на ночном кладбище,заживо погребенные в тюрьме , объятый пожаром город. И еще когда Петроний, арбитр изящества, кончает собой под музыку и танцы, под аплодисменты верных друзей, и когда Виниций, полюбивший христианку, повторяет « Верую! Верую!», закрыв лицо руками и не глядя на арену, где разъяренный бык терзает любимую, и когда распятые христиане, в огне и муках, улыбаются идущему мимо Нерону, обрекшему их на нечеловеческие муки, и когда апостолу Павлу является Христос, и тот падает ниц в пыль римской дороги. Это все « Quo vadis». Куда идешь?
|