Как заметила в свое время критик Алла Латынина, со времен Платона литературу хоронили не раз. Из множества доказательств ее вечности одно кажется самым простым и вроде бы даже неоспоримым. То, которое видит источник литературы в человеческом свойстве давать имена вещам, в свойстве, возникшем как творческий ответ человека Богу, когда на шестой день творения Господь привел к человеку животных и птиц, чтобы видеть, как он назовет их.
« И поскольку,- говорит А. Латынина ,- страсть человека описывать мир исчезнет не раньше, чем то, что было создано Богом в шесть предыдущих дней,- о судьбе литературы можно не беспокоиться...» .
Мне хотелось хотя бы немного затронуть различные темы , жанры, формы в прозе, , чтобы точно также показать, что литература как вид искусства жива. Что, возможно, примитивны темы и не так уж хороши формы, но тем не менее человек все также пробует описать мир, и никакая экранизация- эта попытка материализовать написанное- не заменит читателю создаваемый им самим воображаемый мир, в котором он сливается с героями, переносит на себя их приключения, любовь и судьбу.
«Игры чужих богов» ARDУ смерти есть глаза.
Боги Смерти способны, глядя человеку в глаза, видеть его имя и продолжительность его жизни. Поэтому, совершая любой путь, славный ли , бесславный ли, смерть неизбежна, ибо так построена цепочка человеческого бытия.
Все произведение пропитано обреченностью. Поэтому философия неизбежной смерти и обреченности и есть главная проблема данного рассказа.
« Брызги шампанского» vladimir1958« Пора бросить ясный взгляд на наше прошлое, и не затем, чтобы извлечь из него старые, истлевшие реликвии, старые идеи, поглащенные временем, старые антипатии, с которыми давно покончил здравый смысл наших государей и самого народа, но для того, чтобы узнать, как мы должны относиться к нашему прошлому...».- сказал П. Я. Чаадаев в « Апологии сумашедшего»
Это было страшное, жестокое время, о котором точно также страшно вспомнить, потому что любая тенденция осмысления уже сигнал к чему- то другому, а именно к концепции « победителя не судят» .
Это реальность. Жестокая, страшная, но по другому не получается. Потому что коронная в свое время фраза Павки Корчагина ( « Как закалялась сталь» Н. Островского) « самое дорогое у человека- это жизнь» по логике того времени звучит по – иному: « самое дорогое у человека- это его идея». Потому что еще В. Маяковский предлагал выставить в литературе « плачущего большевика», если таковой был возможен....
« Белая госпожа » Дени де Сен- Дени Меня всегда привлекал и пугал образ приведенный в даном рассказе. Образ Белой госпожи-образ Смерти.
Как будто заколдованная страна, специально выбранная для места действия, но если копнуть глубже, мораль человеческой жизни- это гордыня. Грех гордыни.
Смерти надо бояться и не пробовать прыгнуть выше ее, выше Белой Госпожи.
« В цирке. Как известно..» Енкели Очень необычная проза. Очень необычное яркое повествование, которое кажется только отрывком из чего- то очень большого. Но все же это целостная вещь, скомпонированная на основе как будто недосказанного или недоделанного.
« Добро пожаловать в японский цирк!»- приглашает автор.
« Работа над ошибками» Дед Ег Возможно, рассказ следовал бы распространить чуть больше, потому что сюжет иногда обрывается и начинает играть с читателем в обходную. Но тем не менее произведение наполнено мистикой, и от самого повествования уже начинаешь ожидать чего- то страшного, пугающего, особого, того, что всегда свойственно фантастико- мистическим сюжетам.
Лифт, пожирающий людей где- то в бессознательном мире.
Это только сквозная деталь. Но не самая главная....
«Эхо крика…» gricha 1974« Забытым мотивом провинциального блюза, память рвет серебряную струну прошлой нежности. Когда она берет слишком высокую ноту, на глазах появляются слезы. Я делаю глубокий дирижерский вдох и, подняв голову вверх, стараюсь больше не думать о ней. Не получается.
Философия моей музыкальной боли, проступает под кожей иероглифом нот, я почти кричу, но голос тонет в новом визгливом аккорде...»
Лиризм интегрированной прозы.
Это когда литература переливается в музыку. Не в бой барабанов, не в плач скрипки и даже не в шелест дождя за окном...
Это пальцы пианиста на клавишах человеческого сердца.
И они знают все ноты, чтобы сложить все в одну единственную азбуку, азбуку души.