Герой нашего времени. Нет, это не про Лермонтова. Нет, это не про сибирского добряка Матвея, спасающего кошек и гоняющего медведей. И это даже не про Антона Городецкого (хотя прикол "если тихонько подкрасться к монитору и гаркнуть в него: "Ночной Дозор! Всем выйти из сумрака!", то в листе контактов ICQ появятся юзеры, до этого сидевшие в Invisible" имел очень широкое хождение в рунете). С тех пор, как мир столнкулся с разрешением любой материальной задачи и невозможностью разрешения моральной проблемы, многое в гашей жизни изменилось. Нет, конечно, Дуглас Коупленд написал "Поколение Икс" и "Рабы Майкрософта", но это 70-е, 80-е - не для нашего исторического развития. И поэтому тот пик (длящийся и по сей день), который был описан Палаником, у русского читателя вызвал чувство, граничащее с откровением. Хотя, фактически. Мы живём во время маленького человека с громадными претензиями. Каждая девушка считает, что необыкновенно красива и умна. Каждый паренёк считает, что он великий футболист. Каждый панк мнит себя звездой рока. Поколение условных единиц, поколение потребителей. Русский человек с такой радостью отождествляет себя с единицей и так самозабвенно обожествляет в себя потребительское начало, что удивительно, как это Пелевин смог написать такую правдивую вещь, как "Generation П". То, что Коупленд с его "Рабами Майкрософта" и Воннегут с "Завтраком для чемпионов" с бешеной фантазией вырисовывают замызганные, одурманенные массы является нормой. Настолько, что это не вызывает вопросов и аналогих у русских со своей окружающей средой. Но вот прошло немного времени, и эти вопросы начали возникать. Появилась апатия, прятавшаяся в подсознании предков годами. Обнаружили себя усталость и депрессия. Мир наполнился яркими неоновыми лампочками и небоскрёбами, сулящими миллион рабочих мест, но в глазах человека он сузился до размера офиса с серыми стенами. Пустыня, где повсюду вода, не утоляющая жажду. Необитаемый остров, кишащий людьми. Пустота, каждая йота которой состоит из предметов. Человечество столкнулось с неразрешимо проблемой: пересыхание эмоционального ручейка, погребения внутреннего "Я" под слоем входящей корреспонденции и командировок. И вот тут появляется наш герой. Харизматичность, целеустремлённость, альтернативная, извращённая философия. "Так появился он: Тайлер Дерден" (с).
Кто такой Тайлер Дерден? Тсссссс... первое правило проекта "Разгром": не задавать вопросов".
На самом деле, Тайлер включает в себя столко всего, что просто не может быть героем. Во первых, он анти-герой для социума, что уже заставляет скабрезно хихикать на Базаровым. Вообще, кто сказал, что Базаров когда-либо был героем? Или Раскольников? Смешно! Героем прошлого можно назвать Оливера Кромвеля и Евгения Онегина, они хотя бы что-то олицетворяли. Да какой там что-то - гигантский пласт, повернувший оглобли истории вот сюда, а не туда. Но, вернёмся. Итак, Тайлер. Он свободен от всего, что гложет нас. "Мы одержимы внешней атрибутикой преуспевания. Убийства, голод, преступность - всё это не волнует меня, а волнуют меня скандалы и знаменитости, телевизор, где 500 каналов, чьё имя на бирке моих трусов". "Нас дразнят, рекламируя одежду. Мы работаем в дерьме, чтобы купить дерьмо, нам не нужное. Мы пасынки истории, ребята. Мы невостребованы. Ни тебе Великой Войны, ни Великой Депрессии. Наша война - война духовная. Наша депрессия - наша судьба". Вот оно! Тайлер точно знает, что нас гложет, что является нашим мотиватором, и он свободен от этого. "Телевидение внушило нам мысль, что мы все станем миллионерами, звёздами кино и рок-н-ролла. Всё враньё! И вы начали это осозновать". "Люди - рабы своих вещей". Значит, пункт 1: свобода от рабства: рабства стереотипов, вещей, СМИ и традиций. Пункт 2: свобода от социума. Многие люди знаеютЮ что есть наш социум, но не говорят вслух. Тайлер свободен от этого - "мы должны уничтожить цивилизацию, чтобы сделать из неё что-нибудь достойное". Я почти стал анархистом, прочитав "Бойцовский клуб". В любом случае, должность обезьянки-астронавта показалась весьма достойной. Пункт 3: абсолютная свобода. "Лишь потеряв всё до конца, мы обретаем свободу". Чистая правда. Абсолютная свобода - это смерть. постоянно находясь на грани, ты максимально приближаешься к свободе. Почему падение называют "свободным"? Выброс адреналина, deadlineи ничего, чтобы тебя держало. Влияние цивилизации пропадает, и в тебе бушует другая сторона твоей личности. Жизнь Тайлера - свободное падение. Отсюда химические ожоги, "домашние задания", приготовление взрывчатки из крайне нестабильного нитроглицерина вместо этиленгликоля или аммонала, отсюда Раймонд Хессель, проект "Разгром", автомобильные аварии. Отсюда и Бойцовский клуб - "наш с Тайлером подарок миру". Пункт 4: посмотрите на реклму трусов Gucci - "разве так должен выглядеть настоящий мужчина?" Настоящий мужчина - это не то, что тебе рекламируют. Этот не тот стереотип, который тебе вживляет рекламой без всякого наркоза. Пункт 5: "Мы моем и убираем за вами, мы готовим, мы стираем ваши вещи, мы водим вашу машину - не надо злить нас!" Отрицание социального статуса как такого - ещё один плюс Тайлера. Пункт 6: "Меня все спрашивают, знаю ли я Тайлера Дердена". Тайлер живёт в каждом из нас. Он - наше альтер-эго. У него есть цель, и он её достигает, он свободен от того, чему мы поклоняемся, он отрицает то, что боимся отрицать мы. Он - киномеханик и официант, представитель низшего класса, он - такой как мы. И он - в каждом из нас.
Наверное поэтому на обложках тетрадей по математике некоторых учеников можно прочитать Tyler Durden. Наверное, поэтомы мы перестаём смотреть телевизор. Наверное, поэтомы мы бунтуем. Наверное, поэтому некоторые изготавливают бомбу кустарно. Наверное, поэтому существует вандализм. Осколки того, что нам не нужно, кусочки маленьких бунтов объединились в мистере Дердене. И, наверное, поэтому, когда я вижу толпы девушек в универе, или пиджачков на работе, или на улице, мне так хочется крикнуть: "Его имя Роберт Полсон!" И так хочется услышать рядом с собой слева: "Его имя Роберт Полсон!". и Справа: "Его имя Роберт Полсон!" И раствориться в звучащем вокруг гневном рефрене поколения, которому вывихнули сустав и перекрыли отдушины: "ЕГО ИМЯ РОБЕРТ ПОЛСОН! ЕГО ИМЯ РОБЕРТ ПОЛСОН! ЕГО ИМЯ РОБЕРТ ПОЛСОН!" El Buka.
|