Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Ива склонилась и спит.
И мне кажется, соловей на ветке...
Это её душа.
Басё
Правил: írói álnév, 18 02 2008 19:33

Аналитическое искусство
Павел Николаевич Филонов
Событие:
írói álnév, 18 02 2008 15:15
Полузакрытое Сообщество арт
Искусство изнутри
Поэтому работай так: начинай и веди работу от частного к общему, от частного до последней степени хорошо сделанного и развитого к общему. До последней степени хорошо сделанному и развитому.
П. Филонов


Мимо творчества Павла Филонова нельзя пройти равнодушным. Всмотревшись однажды чуть глубже, приходишь к внезапному понимаю. Кому-то его живопись может показаться отталкивающей, даже уродливой, но это лишь свидетельствует о недастоточном внимании зрителя к картине, к мысли художника. Давайте попробуем разобраться, что пытался показать "апостол" Филонов.
Конечно, очевидец незримого (как назвал художника А. Кручёных) выстроил отличный теоретический фундамент...

Живописная работа - это вид работы, сделанный с максимальной отдачей и аналитической сделанностью.
Единственный профессиональный критерий оценки работы - её сделанность.
В своей профессии художник должен любить всё 'сделанное' и ненавидеть всё 'не сделанное'.
В аналитическом мышлении процесс обучения становится составной частью созидательного процесса.
Чем сильнее художник "работает" над своим интеллектом, тем сильнее воздействие, которое окажет оконченная работа на зрителя.
Каждый мазок кисти, каждый контакт с картиной - это чёткая запись через материю и в материю физического процесса внутри художника и вся работа - это целая запись интеллекта художника, который её пишет.
Искусство - это отражение через материю записи в материи борьбы за форму состояния высшего интеллекта человека.


Один из учеников школы Филонова, Евгений Кибрик, вспоминает Филонова двадцатых годов:

Собирались мы всегда у Филонова <...>
Комната у Филонова была с двумя окнами, метров двадцати или немного больше. У стены стояла железная, больничного типа кровать без тюфяка, застеленная серым одеялом (Филонов спал на голых досках). Между окнами висело зеркало, а под ним стоял небольшой стол, были ещё табуретки, простой шкаф, мольберт. На белых стенах, сплошняком, почти без просветов, висели картины Филонова.
Нравственно он был безупречен <...>
По характеру – аскет, непоколебимо проводящий в жизнь свои взгляды. Он свёл до полного минимума расход на жизнь. Одежду свою неизменную куртку из выкрашенной в синий цвет солдатской шинели, серую кепку, солдатские башмаки и старые чёрные брюки он носил по выработанной им системе абсолютно бережно. Питался чёрным хлебом, картошкой, курил махорку. Он решил тратить не больше 20 рублей в месяц. Зарабатывал их техническими переводами (он по самоучителю изучил иностранные языки).

Следует вспомнить призыв мастера: "Режь объект изучения и письма как скальпелем".
Вот ещё кое-что:

Так как я знаю, вижу, интуирую, что в любом объекте не два предиката: форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений, их эманаций, реакций, генезиса, бытия, известных или тайных свойств, имеющих в свою очередь бесчисленные предикаты <...>

Иными словами, картины должны развиваться подобно растению, вопроизводя собственные формы, функционируя, как независимый организ, это процесс, который прослеживается в нескольких картинах Филонова с изображением голов.

Для Филонова не существовало произведения искусства, заключённого в рамку. Он считал свои работы звеньями цепи, разрушать которую было бессмысслено

Многомерность была ещё одной важной частью аналитического искусства. По убеждению Филонова, предмет нельзя написать на холсте с единственного данного угла зрения, следует воспользоваться и другими углами зрения.
Для Филонова картина или рисунок были выходом в открытое пространство, обитатели которого одновременно рассматривают в измерениях этого пространства и друг друга, и художника (или зрителя).

Один из коллег художника рассказвает, как тот пояснял свою идею:

– А аналитическое искусство – это вот что. – И обвёл всех присутствующих многозначительным взглядом. – Все реалисты рисуют картину так, – при этом он мелом нарисовал на доске угол дома. – Вот около этого дома надо изобразить лошадь с телегой. <...>
Представьте себе, что около дома есть дверь в магазин, – рисует дверь, – а из магазина выходит женщина с покупками, – рисует женщину. – Эта женщина видит лошадь спереди.
Филонов рисует лошадь, помещая её голову на хвосте нарисованной ранее лошади.

– Над входом в магазин находится окно, – рисует окно, – а в окно смотрит человек, ему эта картина сверху видится совершенно иначе, Филонов рисует на том же месте лошадь, увиденную из окна. – А лошадь это место видит совершенно иначе, – и снова рисует.

Я сидел в первом ряду около лектора и задал ему вопрос:

– А если около лошади пролетел воробей?

Филонов невозмутимо ответил:

– Воробей эту картину вот так видит, и начертил на доске, испещрённой разными линями, ещё какие-то черты. Потом добавил:
– А муха, севшая на брюхо лошади, видит вот так, – и пояснил рисунком.
При этом смотрел доверчиво, по-детски, с таким выражением лица, которое как бы говорило:
– Видите, как это просто и ясно.

Конечно, любое словесное описание художника, его работ – ничто по сравнению с собственно впечатлением от изображений.

Филонов. Бегство в Египет.jpg (47 kb)

Филонов. Без названия.jpg (61 kb)

Филонов. Головы. Числа.jpg (69 kb)

Филонов. Крестьянская семья.jpg (44 kb)

"Организм" против "механизма" – так Филонов противопоставляет себя кубистам, "пришедшим в тупик от своих механических и геометрических оснований". Что чистая геометрия без понимания её внутренней органики? Пусть то будет даже «Натюрморт с гитарой, книгой и газетой» Хуана Гриса.

Далее Павел Филонов приходит к понятию "чистой эволюционирующей формы": "По существу чистая форма в искусстве есть любая вещь, с выявленной связью с творящейся в ней эволюцией, т.е. с ежесекундным претворением в новое, функциями и становлением этого процесса".

Первая персональная выставка Филонова прошла в Новосибирске в 1967 году, в Академгородке.

Павел Николаевич Филонов. Живопись. Графика. Из собрания Государственного Русского музея. Каталог выставки. Издательство "Аврора". Ленинград. 1988.

Николетта Мислер, Джон Э. Боулт. Филонов. Аналитическое искусство. Издательство "Советский художник". 1990.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Филонов%2C_Павел_Николаевич

http://www.starat.narod.ru/pictures/rusavang/filonov/main.htm

http://www.filonov.su/

Алари18-02-2008 17:42 #1
Алари
Координатор
Группа: AdmX
Прочитав, получаешь зацепку.
То есть – живёшь, и части мира для тебя не существует, по незнанию, вовсе.
А если приоткрыть, то есть шанс – окунуться.

Спасибо, Ир
creativity under attack
oh_no_oh_my18-02-2008 18:32 #2
oh_no_oh_my
Уснувший
Группа: Passive
Методы Филонова очень кинематографичны, кстати. Разные углы зрения, я имею в виду Полетел воробушек - покажем как он это видит. Я помню еще в 20 годы Вертов, кажется, захотел изобразить пространство с точки зрения летящего комка снега.
Спасио, Ира. Очень интересно.
írói álnév18-02-2008 19:51 #3
írói álnév
Фенек
Группа: Passive
Митя, здорово, что ты для себя приоткрыл Филонова :) Именно на создание интереса я и рассчитывала.

Диана, спасибо, что читаешь.

Да, он ещё со своими ученикам занимался сценографией. Например в спектакле 'Король Гайкин I' в одной из сцен в пивной (кстати, единственный момент, когда оформление было в унисон действию) люди выносят картины, которые должны были изображать 'вред пьянства'. Сам Филонов заметил, что этот агитспектакль не что иное, как 'передвижная выставка филоновцев'.

Сообщение правил írói álnév, 18-02-2008 20:35
Живите в доме – и не рухнет дом. © Арсений Тарковский
deboutsurlezinc21-02-2008 03:27 #4
deboutsurlezinc
Уснувший
Группа: Passive
одного не понимаю: какой прок от всех этих учеников, которые при жизни окружали мастеров
ни один из них не превзошёл своего учителя, а хороший ученик именно это и должен

спасибо за м-л

Сообщение правил deboutsurlezinc, 21-02-2008 03:28
blondy25-02-2008 01:43 #5
blondy
Уснувший
Группа: Passive
Спасибо за статью. Филонов, да, он великолепен. Репродукции лишь в слабейшей степени передают мощь воздействия самих картин.
Знакомство с живописью Филонова - одно из самых сильных впечатлений в моей жизни...
Она носила в волосах стеклянных рыб и глиняных ежей
reshka10-08-2008 19:54 #6
reshka
Автор
Группа: Passive
Рад был познакомиться с Филоновым.Не знал,что в своих картинах являюсь продолжателем его основной идеи в творчестве - от частного к общему.К сожалению "хорошо сделанное" вряд ли получится,писать и писать могу,а вот рисовать не научился.
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 32 •