Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Год за годом всё то же:
Обезьяна толпу потешает
В маске обезьяны.
Басё
Хазар Хазаров   / прозо
Мир
В принципе, ничего такого особенного не произошло, да и вообще в принципе, не могло произойти, но я решил, вернее, мне показалось, что все, черт побери, налаживается. И дело-то не в том, что я нашел работу или в какой другой хреновине, а просто все становится как бы в порядке.
Автомобили продолжают нестись по этим автострадам, и сотни людей умирают от наркотиков, и люди пьют, умирают, женятся, лечатся и жалуются на жизнь, и провожают в последний путь, а кто-то бессмысленно шляется по ночным улицам в поисках пропитания или еще чего-нибудь похлестче. В общем, впереди только неопределенность. И потому, что все это происходит, по прежнему происходит, мне кажется, что все в порядке, и что все налаживается.

Вот еще одна история: Одна девочка жила в старом деревянном доме. А за этим домом был двор. Во дворе росли кусты, дерево, светило солнце, и, вдобавок, в этом дворе жил пес. Не знаю, в чем тут было дело, но девочка любила приходить в этот двор и сидеть с псом. Может быть, в этом было что-то особенное или не особенное, а что-то сильное и настоящее. Вот и все.

Я мог бы рассказать вам про одну девушку или женщину. Мало что можно про нее рассказать, кроме того, что один раз я рыдал у нее на груди, словно был ее ребенком. Еще можно сказать, что, может быть, она была чудом, каких немного на нашей планете, и еще, что мы были странной парочкой. Но, в принципе, все это не важно.

Над городом то ли дождь, то ли сумерки. Это время, когда кто-то догоняет кого-то на такси или бегом и, может быть, у него в кармане револьвер, а может быть скомканные листки или бутылка шампанского. Или, может быть, он догоняет ее в подъезде, и все становится ясным.
Или горят неоновые огни. И ничего не вернуть и не догнать. Или наступает что-то новое пугающее и красивое. Но не успеешь об этом задуматься, как тут же подкатывает комок к горлу и становится невыносимо горячо в груди, и падаешь на парапет, а рядом никого. Или все хорошо, только что-то мешает жить. Но, приходя сюда, чувствуешь себя воздушным шариком, крепко привязанным за синюю нитку, и не улетаешь.

Полдень. Солнце разогревает крыши домов. В Индии становится жарко, и мошкара летает в воздухе, и процессии нескончаемой вереницей движутся к океану. Все проходит.

Ничего веселого в этом нет. Просто однажды девочка шла по улице, и солнце сверкало, и зеленела листва на каштанах. Но дело в том, что она выросла, и все, что происходило дальше, укрылось от моих глаз.

На пляже нашли труп мужчины, и это свело с ума женщину. Она сидела одна, за кухонным столом, а перед ней стояла зеленая бутылка. Ей показалось, что луна светит непривычно ласково, а земля уходит из-под ног, и будто она сама неудержимо запрокидывается назад, плывя вниз и раскачиваясь, будто на качелях, а в глазах непреодолимая печаль и равнодушие.

Я знаю одного призрака. Он всегда на месте. В своей подворотне. Может быть, ждет кого-то. Или он затаился. А мимо идет человек в сером пальто, и его следы остаются на снегу. А у призрака нет такого шанса – оставить после себя что-нибудь. Короче, это запутанная история.
Голова пустая. От того, что я видел БАНУ.
Это призрачный пейзаж. Туманное воспоминание. БАНА склонилась тогда и смотрела на мокрый деревянный пол. Она не понимала как вести себя, поэтому так и замерла.
И вот они летают над тем озером. Они хотели бы посмотреть в окно. Но не решиться. Что-то мешает. Удерживает. Манит. Заколдованы тоской. Постоянно возвращаются к началу. И не могут понять, как все это произошло.
А еще призрак гнался за моим другом. Ему казалось, что он убежал от жизни. Но все еще впереди. Самое страшное – за поворотом.

Я проснулся, но день не был похож на день. День замер. Не двигались даже кусты за окном, и, тем более, прохожие замерли, уже никуда не спешили и не смотрели. Прекрасный день. Когда ничего не происходит, и много еще чего остается. Только сидеть в своем укрытии и испытывать какое-то чувство.
Скажи-ка мне друг, что еще от нас осталось? Много ли еще? В твоем сердце тоска, и я не думаю, что это временно. Что нам остается? ЧТО?
Сначала мне казалось, что где-то далеко грохочет гром. Но я прислушался, это ночные землекопы переворачивали землю. Или нет, шла музыка, а мои руки пахли, и это единственное в чем я был уверен, о чем знал, что это БЫЛО. Что делать дальше? Кого мне спросить? Во всем этом хочется увидеть истину. А истина в том, что мы встретимся. Опять. Только и всего. А что это будет за встреча, я не знаю. Я выйду на улицу и найду мир. А мир не будет меня замечать. И я пройдусь. А когда я встречу первых людей, что будет? Как мне с ними разговаривать? Ты знаешь?
Мне срочно нужно идти. Пожалуйста, не задавай мне вопросов, я сам не знаю что найду. Может быть ничего, но это будет хоть что-то. Астрономы, например, что-то находят же. Но я не хочу тебя обманывать. Я иду за конкретной вещью, но я не знаю что получится в итоге. Найдешь ли ты меня снова. Буду ли я жив. Постарайся как-то это осознать и принять. В любом случае, я ухожу навсегда. Ты последний раз видишь меня таким. Уже ночь.

Космические корабли покидают порт. Пилоты надевают гермошлемы, и в сердцах только прощальные слова, да воспоминания. Этот сон будет преследовать их вечно. Они не забудут никогда. О, Мама, если бы все было так просто, как ты говорила мне в детстве. Пилоты не возвращаются. Они обречены лежать на дне чужих океанов. Но память о них жива.

В Зоне не дано побывать каждому. Она расставляет ловушки на каждом шагу путника.
Трое в баре пьют пиво. Картина статична.

Жестокая, жестокая зима, в сопровождении языческих обрядов и бессмысленных выходок. Но иногда, кажется, или, вернее, так и есть на самом деле – все прекрасно. Чудесно. Снежные ветки и снег, накрывающий планету, и музыка. И ТАЙНА. ТАЙНА. ТАЙНА.
Углубляясь в лес, находишь спящего в снегу людоеда. Значит, зима наелась.
На крыше самого высокого дома в городе – два фантазера. Вспоминается та вечеринка. Когда ОН предложил попробовать. И я попробовал. С тех пор я сплю. В полумраке – танцуют. Научи меня танцевать. Но я так и не научился. Я такой скованный и неповоротливый. И все-таки это случилось. Хотя было хорошо и ему, и мне.
В подвалах они изобретают новые звуки, приходят домой уставшие, не похожие на самих себя.
Оглядываясь назад, он понимает, что это не повторится никогда.
Скажи, что я просто устал и воспринимаю все в черном цвете. Обнадежь меня как-нибудь.
Слушай музыку…
И прощай… И прощай И прощай И прощай И прощай
2006
Выборг
©  Хазар Хазаров
Объём: 0.159 а.л.    Опубликовано: 24 10 2006    Рейтинг: 10.28    Просмотров: 3741    Голосов: 9    Раздел: Экспериментальная проза
«Падение»   Цикл:
прозо
«Дом на берегу озера»  
  Клубная оценка: Отлично
    Доминанта: Метасообщество Творчество (Произведения публикуются для детального разбора от читателей. Помните: здесь возможна жесткая критика.)
   В сообществах: Открытое Сообщество Рецензенты Прозы, Открытое Сообщество Альманах "Мирари"
Добавить отзыв
найти26-10-2006 00:19 №1
найти
Самая чуткая
Группа: Passive
Очень странно. Пишете Вы прекрасно, рисуя свой мир шрихами, чёрно-былыми, кажется. Воздействует как-то исподволь, неявно. Прочитала - задумалась, странное настроение. Мир, состоящий из людей, которых приходится или догонять, или покидать, и призраков, таящихся за углом, поворотом.
Очень понравилось: "Над городом то ли дождь, то ли сумерки. Это время, когда кто-то догоняет кого-то на такси или бегом..."
"Пилоты не возвращаются. Они обречены лежать на дне чужих океанов"
"Скажи, что я просто устал и воспринимаю все в черном цвете. Обнадежь меня как-нибудь".
Очень.
i love your space
Хазар Хазаров26-10-2006 09:12 №2
Хазар Хазаров
Автор
Группа: Passive
Спасибо за такой отзыв. И существенно и приятно.
Понимать я не хочу ничего, хотя знаю все на свете. Ремонт глушителей и его жена
der_жизнь17-04-2007 13:40 №3
der_жизнь
Автор
Группа: Club
просто моё и всё тут.
no se culpe a nadie de mi vida (c) JC
Хазар Хазаров17-04-2007 13:51 №4
Хазар Хазаров
Автор
Группа: Passive
Спасибо Анн, это одно из наиболее значимых для меня произведений.

Сообщение правил Хазар Хазаров, 22-11-2007 12:43
Понимать я не хочу ничего, хотя знаю все на свете. Ремонт глушителей и его жена
Хазар Хазаров17-04-2007 13:54 №5
Хазар Хазаров
Автор
Группа: Passive
Акэй, Анн.
Понимать я не хочу ничего, хотя знаю все на свете. Ремонт глушителей и его жена
Grishkova Tatiana (Nina_Rotta)03-05-2007 12:27 №6
Grishkova Tatiana (Nina_Rotta)
Автор
Группа: Passive
Рецензия в Открытое Сообщество Рецензенты Прозы
Хазарский словарь Хазара Хазарова.

Рассказ Хазара Хазарова «Мир» отнесен автором к разделу «Экспериментальная проза». Эксперимент в его литературной деятельности? Или это, с точки зрения автора, эксперимент для литературы в целом?
Я же отнесла данное произведение к постмодернизму. Мне не чужда эта эстетика и посему читала «Мир» с интересом и даже удивлением, отмечая этапы пути, пройденные Хазаром за время его присутствия в литературном клубе.

Повествование в произведении ведется от первого лица. И автор рассказывает, что произошло якобы с ним, описывает чувства, мировосприятие ЛГ, смотрит на окружающую действительность его глазами. Это приемлемый фокальный взгляд, позволяющий читателю воспринимать события, ощущения, смену настроения ЛГ напрямую, вызывает яркую читательскую реакцию.

Развернутый сюжет рассказа - система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям – практически отсутствует. Автор смотрит на происходящее вокруг рассеянным взглядом, в его сознании всплывают случайные разрозненные эпизоды. Просто вспышки сознания, скорее образы, чем действия. Яркие, незаконченные, бессистемные, беспричинные. Присутствуют внесюжетные элементы (описания, авторские отступления).

Сами события, упомянутые в рассказе, протекают вне времени, отсутствуют причинно-следственные связи, нет относительной завершенности. То есть, элементы сюжета – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка – ослаблены или отсутствуют.

Плохо ли это? Не думаю. В данном жанре это типично. Ибо сейчас автор активно работает с нашими эмоциями, окунает в них почти малярную кисть, размазывает все грубыми мазками. Но читатели уже вовлечены: вызов принят, осмысление началось, рефлексия не за горами.

Тема произведения - основной круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание автор в своем произведении «Мир» - ностальгия по реальности, незаполненное временем и пространством полу-бытие, полу-существование.

Хазар описывает город:
«Автомобили продолжают нестись по этим автострадам, и сотни людей умирают от наркотиков, и люди пьют, умирают, женятся, лечатся и жалуются на жизнь, и провожают в последний путь, а кто-то бессмысленно шляется по ночным улицам в поисках пропитания или еще чего-нибудь похлестче. В общем, впереди только неопределенность, а потому, что все это происходит, по прежнему происходит, мне кажется, что все в порядке, и что все налаживается».

В городе все происходит одновременно, все взаимодействует. Но реальные встречи случайны, мимолетны, не становятся событием. ЛГ жаждет такой встречи, но это остается только стертым мыслеобразом. Глаза ЛГ не встретили взгляда другого человека. И такое долгожданное событие, как встреча, уже в который раз не заполнило смыслом время и пространство, осталось только точкой пересечения коммуникаций.

Действия практически не происходят. ЛГ движется вслепую от одного мыслеобраза к другому, бег по кругу, без ощущения человеческого тепла и участия. Жуткое одиночество в этом несущемся, догоняющем, реально-ирреальном мире:

«Над городом то ли дождь, то ли сумерки. Это время, когда кто-то догоняет кого-то на такси или бегом и, может быть, у него в кармане револьвер, а может быть скомканные листки или бутылка шампанского. Или, может быть, он догоняет ее в подъезде, и все становится ясным».

В самом пространстве рассказа: девочка, которая выросла и укрылась от взгляда ЛГ. И он только смотрел со стороны, сторонний наблюдатель, а не участник. Бана – призрачный пейзаж, туманное воспоминание. Пилоты не возвращаются, обреченные лежать на дне чужих океанов. Труп мужчины и женщина, в глазах которой непреодолимая печаль и равнодушие. Призрак, живущий в подворотне и ждущий кого-то.

Мир переполнен шумами:

«Сначала мне казалось, что где-то далеко грохочет гром. Но я прислушался, это ночные землекопы переворачивали землю. Или нет, шла музыка…»

«Жестокая, жестокая зима, в сопровождении языческих обрядов и бессмысленных выходок».

«В подвалах они изобретают новые звуки…»
Единственное теплое воспоминание в душе ЛГ: «Я мог бы рассказать вам про одну девушку или женщину. Мало что можно про нее рассказать, кроме того, что один раз я рыдал у нее на груди, словно был ее ребенком. Еще можно сказать, что, может быть, она была чудом, каких немного на нашей планете, и еще, что мы были странной парочкой. Но, в принципе, все это не важно».

Сухой остаток:

• Все проходит.
• Но, приходя сюда, чувствуешь себя воздушным шариком, крепко привязанным за синюю нитку, и не улетаешь.
• и падаешь на парапет, а рядом никого.
• Ему казалось, что он убежал от жизни. Но все еще впереди. Самое страшное за поворотом.
• Я выйду на улицу и найду мир. А мир не будет меня замечать.
• В твоем сердце тоска, и я не думаю, что это временно.
• В любом случае, я ухожу навсегда. Ты последний раз видишь меня таким. Уже ночь.
• он понимает, что это не повторится никогда.
• Снежные ветки и снег, накрывающий планету, и музыка. И ТАЙНА. ТАЙНА. ТАЙНА.

Тайна? Нет, не тайна, а - АД. Ад не вертикальный, а горизонтальный, на поверхности земли, в нашем городе, в душе ЛГ:

1. Святой Макарий Великий: В аду люди привязаны спинами и не могут видеть лиц друг друга.
2. Старец Силуан: Ад – это разлука.
3. Достоевский: Ад – невозможность возлюбить.
4. Румыно-французский философ Чоран: Ад – это крайнее удаление от растительной жизни, от ее ритмов, восхождения, роста, увядания. Ад – вне времени.
5. Наземный, плоский, горизонтальный Ад Босха. Каждый замкнут на себя, гротесково одинок.

Но где есть АД, там есть и РАЙ. И это воспоминание о чудной женщине с большой волнующей грудью. Ибо только на такой груди можно плакать, как дитя.

ЛГ не привязан спиной к другому грешнику, но тогда почему он «чувствует себя воздушным шариком, крепко привязанным за синюю нитку, и не улетаешь»?

А где есть АД, там есть и дьявол-искусситель: «Когда ОН предложил попробовать. И я попробовал. С тех пор я сплю. В полумраке танцуют. Научи меня танцевать. Но я так и не научился. Я такой скованный и неповоротливый. И все-таки это случилось. Хотя было хорошо и ему, и мне».

Хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты рассказа.

1. Повествование ведется от первого лица. Однако в небольшом монолите текста начинаются метания от одного фокального персонажа к другому. Так называемое "прыгание по головам":
• БАНА склонилась тогда и смотрела на мокрый деревянный пол. Она не понимала как вести себя, поэтому так и замерла.
• Женщина сидела одна, за кухонным столом, а перед ней стояла зеленая бутылка. Ей показалось, что луна светит непривычно ласково, а земля уходит из-под ног, и будто она сама неудержимо запрокидывается назад, плывя вниз и раскачиваясь, будто на качелях, а в глазах непреодолимая печаль и равнодушие.
• И вот они летают над тем озером. Они хотели бы посмотреть в окно. Но не решиться. Что-то мешает. Удерживает. Манит. Заколдованы тоской. Постоянно возвращаются к началу. И не могут понять, как все это произошло.
• А когда я встречу первых людей, что будет? Как мне с ними разговаривать? Ты знаешь?
• О, Мама, если бы все было так просто…

В коротком произведении не должно быть такого количества фокальных персонажей. ЛГ не может знать, что творится в головах других персонажей. Это «глюк точки зрения».

Обратите внимание на некоторые моменты литературного языка повествования.

1. Описки: похлестче. Корче, это запутанная история.
2. Повторы слов в одном или близлежащих предложения. Повторы одних и тех же слов, рассыпанные по тексту:
• одна история
• Одна девочка
• одну девушку или женщину
• одного призрака
• в старом деревянном доме
• А за этим домом был двор. Во дворе росли кусты, дерево, светило солнце, и, вдобавок, в этом дворе жил пес. Не знаю, в чем тут было дело, но девочка любила приходить в этот двор и сидеть с псом.
• Может быть, в этом было что-то особенное
• Мало что можно про нее рассказать
• Еще можно сказать
• может быть, у него в кармане револьвер, а может быть скомканные листки или бутылка шампанского. Или, может быть, он догоняет ее в подъезде, и все становится ясным.
• Может быть, ждет кого-то.
• Может быть ничего, но это будет хоть что-то.
• ничего такого особенного не произошло
• в этом было что-то особенное или не особенное

3. Времена глаголов.
• Они хотели бы посмотреть в окно. Но не решиться. Что-то мешает. Удерживает. Манит. Заколдованы тоской. Постоянно возвращаются к началу. И не могут понять, как все это произошло.
Решиться? Мешает? Не могут понять? Все-таки описание дано в прошедшем времени.
4. шла музыка. ???????
5. Многочисленные «а», «и», «но».

Милорад Павич в предисловии к книге Хазарский словарь пишет, что читатель может ею пользоваться, «как ему покажется удобным. Одни, как в любом словаре, будут искать имя или слова, которое интересует их в данный момент, другие могут считать этот словарь книгой, которую следует прочесть целиком, от начала до конца, в один присест...»

Так и с рассказом Хазара Хазарова «Мир» мы можем поступать согласно нашему пониманию: читать, принимать, дописывать в своем воображении недостающие звенья сюжета, дорисовывать образы мелькнувших героев повествования. То есть, рассказ живет, дышит и жаждет нашего участия.

Ничего личного. Желаю Вам только успеха. Я теперь не пропущу Ваши произведения.

С интересом, Татьяна.

Сообщение правил Grishkova Tatiana (Nina_Rotta), 03-05-2007 12:34
Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда с тобой (с)
Kameshek14-05-2007 23:12 №7
Kameshek
Автор
Группа: Passive
Интересно. Мне слегка напомнило последние вещи Х.Мураками(Послемрак,Слушай песню ветра),но у вас в рассказе меньше воздуха, меньше свободы для фантазии читателя и,вообще, подобная манера письма стала оч. популярной в последнее время.Это просто факт.
Татьяна сделала оч. квалифицированный разбор рассказа, не убавишь, а прибавляю только свои ощущения. Постараюсь ещё что-то Ваше прочесть, чтобы лучше почувствовать Вашу стилистику.Удач Вам.
..Каждый слышит, как он дышит.Как он дышит, так и пишет...
patriot30-01-2008 10:25 №8
patriot
Уснувший
Группа: Passive
не в том, что я нашел работу(зпт) или в какой другой


сотни людей умирают от наркотиков, и люди пьют

тавтологично. Не принципиально, но все же лучше "сотни человек умирают от наркотиков, и люди пьют"

похлеСТЧе

это так и задумано? а пстоит ли?..

И потому, что все это происходит, по прежнему происходит, мне кажется, что все в порядке, и что все налаживается.

предлагаю выделить "по прежнему происходит" по прежнему с помощью тире, а не альтернативно запятых.

и, может быть, у него в кармане револьвер, а может быть скомканные листки

а чем вторые "может быть" хуже или лучше первых? почему одно - в запятых, а другое - нет?

как тут же подкатывает комок к горлу(стопудово зпт) и становится невыносимо горячо в груди


будто она сама... будто на качелях

принципиально... побудите будто не будиться... вязнет

Они хотели бы посмотреть в окно. Но не решиться.

вероятно "решаются" не принципиально но "ются" все же лучше

А когда я встречу первых людей, что будет?

лучше тире.
Может быть (предлагаю тире) ничего, (а здесь - точку) но это будет хоть что-то


Астрономы, например, что-то находят же.

по ритмике лучше "Астрономы, например, что-то же находят."

Я иду за конкретной вещью, но я не знаю что получится в итоге.

или прибейте одно "я", или разбейте на два предложения.
только прощальные слова, да воспоминания

зпт - в том случае, если "да" можно заменить на "но", а здесь, мне сдается, "и".

Этот сон будет преследовать их вечно. Они не забудут никогда.

второе предложение выпадает по ритмике. я бы поработал.

В Зоне не дано побывать КАЖДОМУ. Она расставляет ловушки на КАЖДОМУ шагу путника.

хочется предложить поработать, но кажется, это неосуществимо.

Жестокая, жестокая зима,(вопиющая тчк) в сопровождении языческих обрядов и бессмысленных выходок.


Блин. Хорошо. Но остерегайтесь. Это затягивает. Напомнили

Мне сегодня Финский - Вам по пояс будет...
Повторяю в кассу сотый раз подряд:
мне до Ленинграда один Питер...
да... до Питера... плацкартный Ленинград...

пойду выложу
Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа.
patriot30-01-2008 10:36 №9
patriot
Уснувший
Группа: Passive
Grishkova Tatiana (Nina_Rotta)
воспоминание о чудной женщине с большой волнующей грудью. Ибо только на такой груди можно плакать, как дитя.

Сударыня, позвольте возразить. Грудь для рыдания, как и Родину, не выбирают...

И еще... "шла музыка" - да никаких вопросов, все верно.

Сообщение правил patriot, 30-01-2008 10:41
Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа.
Хазар Хазаров30-01-2008 11:05 №10
Хазар Хазаров
Автор
Группа: Passive
patriot сенькью, вернее спасибо. с русским языком у меня нехорошо. посмотрю, исправлю или отпишусь.
Понимать я не хочу ничего, хотя знаю все на свете. Ремонт глушителей и его жена
patriot30-01-2008 11:30 №11
patriot
Уснувший
Группа: Passive
Не наговаривайте на сабя. С русским у Вас хорошо. Как минимум.

Сообщение правил patriot, 30-01-2008 11:30
Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа.
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.04 сек / 36 •